Как составить договор купли-продажи

Рассмотрим, что такое договор купли-продажи.

Что такое договор купли-продажи

Договор купли-продажи – это передача права собственности от продавца к покупателю. Продавец обязуется передать товар вместе со всеми принадлежностями и документацией покупателю в срок, указанный в договоре. Покупатель должен принять товар и оплатить его стоимость.

Договор купли-продажи считается заключенным, как только стороны договорились о товаре. Однако право собственности на товар не переходит от продавца к покупателю до момента перехода права собственности. Исключением является продажа недвижимости.

Возможна покупка заранее, в рассрочку или в кредит. В таких случаях продавец сохраняет право собственности до полной оплаты.

Что можно, а что нельзя продавать и покупать

Все виды товаров, даже те, которые еще предстоит создать. Товаром также могут быть животные и интеллектуальная собственность.

Объектами торговли может быть как недвижимое имущество (земля, здания и так далее), так и движимое имущество (все остальные вещи, включая транспортные средства).

Оружие, лекарства, драгоценности и другие вещи с ограниченным оборотом. Статья 129 Предметы гражданских прав могут продаваться и покупаться только с особого разрешения.

Кто может заключить договор купли-продажи

Продавцами и покупателями могут быть физические и юридические лица, а также государство и муниципалитеты.

Физические лица должны обладать правоспособностью, а юридические лица – дееспособностью. Молодые люди в возрасте от 16 до 18 лет обладают частичной правоспособностью; таким образом, они могут не обладать дееспособностью. Статья 28 Правоспособность несовершеннолетних продавать и покупать имущество только с письменного согласия родителей.

В какой форме заключается договор купли-продажи

Необходимость бумажного документа зависит от того, что и кому продается и покупается. Письменная форма необходима, если:

  1. Товаром является недвижимость.
  2. Одна или обе стороны являются юридическими лицами.
  3. Гражданин продает гражданину товары на сумму более 10 000 рублей.

Исключение составляют сделки, осуществляемые в момент их заключения. Например, розничные продажи.

Какими бывают договоры купли-продажи

Гражданский кодекс определяет семь видов договора купли-продажи.

  1. Договор розничной купли-продажи.
  2. Контракт на поставку.
  3. Контракт на поставку для государственных или муниципальных нужд.
  4. Договорное соглашение (закупка сельскохозяйственной продукции).
  5. Договор на поставку электроэнергии.
  6. Договор о продаже недвижимости.
  7. Договор о продаже бизнеса.

Каждый из них имеет юридические особенности.

Давайте подробнее рассмотрим договор купли-продажи автомобиля как частный случай генерального подряда и договор купли-продажи квартиры как частный случай продажи недвижимости. Эти сделки чаще всего встречаются в предпринимательской деятельности физических и юридических лиц.

Как составить договор купли-продажи автомобиля

Для составления договора купли-продажи автомобиля не обязательно обращаться к нотариусу. Вы можете составить договор в простой письменной форме, используя в качестве образца одну из форм, доступных в Интернете.

Не имеет значения, заполнен ли документ от руки или на компьютере. Самое главное, что он должен содержать информацию о:

  1. Место и дата совершения сделки.
  2. Продавец и покупатель (ФИО и полные паспортные данные).
  3. Транспортное средство (тип, марка, цвет, дата выпуска, номерной знак, VIN, номер силового агрегата и шасси, серийный номер).
  4. Стоимость (договор действителен без цены, но в спорных случаях цену придется определять экспертам и через суд).
  5. Процедура передачи транспортного средства.

Обычно договор купли-продажи автомобиля действует как акт передачи права собственности. Однако юристы рекомендуют составлять отдельный акт о передаче права собственности. Право собственности передается вместе с автомобилем. В нотариальном акте следует подробно зафиксировать техническое состояние автомобиля. Это позволит избежать споров, возникающих из-за поломок, обнаруженных после заключения сделки.

Договор должен быть составлен в трех экземплярах: для продавца, для покупателя и для регистрации в ГИБДД. После подписания документа продавец должен внести данные нового владельца в паспорт транспортного средства. А затем передать покупателю свидетельство о регистрации, свидетельство о регистрации автомобиля и ключи.

Сергей Воронин, управляющий партнер компании “Правовое решение”.

Будьте осторожны при покупке автомобиля по генеральной доверенности. Де-юре в таких сделках вы покупаете бумагу, а не автомобиль. Вы становитесь владельцем, но не собственником автомобиля. Нынешний владелец, кстати, может отозвать доверенность в любое время. Вернуть свои деньги очень сложно.

Как перерегистрировать автомобиль

В течение 10 дней с даты заключения договора купли-продажи новый владелец автомобиля должен обратиться в ГИБДД для изменения регистрации.

Покупатель также обязан заключить свой собственный договор об ответственности перед третьими лицами. Старый владелец может обратиться в страховую компанию за перерасчетом и возмещением.

Александр Спиридонов, главный юрист Европейской юридической службы

В интересах продавца позаботиться о том, чтобы автомобиль был перерегистрирован на его имя. В противном случае бывший владелец будет продолжать получать штрафы и налоги. По истечении десятидневного срока регистрации продавец может потребовать, чтобы автомобиль был снят с регистрации на его имя.

Как составить договор купли-продажи квартиры

Договор купли-продажи заключается в письменной форме. Она строго определена в статье 550 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 550 Форма договора купли-продажи недвижимого имущества. Нотариальное заверение не требуется. Исключение составляют случаи, когда собственники или один из них является несовершеннолетним или недееспособным.

Продавец и покупатель подписывают документ, в котором указываются:

  1. Дата и место совершения сделки.
  2. ФИО и полные паспортные данные сторон.
  3. Подробные характеристики объекта недвижимости (кадастровый номер, полный адрес, площадь, количество комнат, количество этажей и так далее).
  4. Сведения о правоустанавливающих документах.
  5. Список лиц, зарегистрированных (прописанных) в жилом помещении на момент подписания договора.
  6. Цена – для продажи недвижимости это обязательное условие. Статья 555 Цена в договоре купли-продажи недвижимости, без нее договор не заключается.
  7. Информация о залоге, аренде, праве на жизнь и других обременениях.
  8. Ордер на оплату и передачу жилья.
  9. Подписи и данные сторон.

Типовой договор купли-продажи квартиры

Александр Спиридонов ведущий юрист Европейской юридической фирмы

Продавец должен подготовить документы, подтверждающие состояние собственности и отсутствие обременений; любые предыдущие договоры купли-продажи, дарения, обмена, приватизации или свидетельства о наследовании. Я также рекомендую заказать в БТИ чертеж разреза, кадастровый паспорт и поэтажный план, а также получить справку об отсутствии задолженности по коммунальным услугам.

Если квартира находится в совместной собственности супругов, вы должны получить нотариально заверенное согласие жены (мужа) на ее продажу. Если один из собственников является несовершеннолетним, потребуется письменное разрешение органов опеки.

Как зарегистрировать договор купли-продажи квартиры

С 1 марта 2013 года процедура регистрации продажи квартиры стала проще.

Регистрация продажи регулируется Федеральным законом № 302 от 30 декабря 2012 года, а не статьей 558 Гражданского кодекса. Поэтому в настоящее время договор купли-продажи заключается в обычной письменной форме и считается заключенным в момент его подписания.

Но вам все равно придется обратиться в Управление государственной регистрации (Росреестр). Продавец и покупатель должны зарегистрировать смену собственника недвижимости. Необходимы следующие документы:

  1. Заявление на регистрацию.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Кадастровый паспорт на квартиру.
  4. Согласие на сделку от заинтересованных лиц (супруга, органов опеки и т.д.).
  5. Квитанция об уплате государственной пошлины (2000 рублей).

Заявление и комплект документов можно подать лично в отделении Росреестра или в МФЦ, по почте с объявленной ценностью или через интернет.

Переход права собственности будет оформлен в течение семи дней (при обращении непосредственно в Росреестр) или девяти дней (при обращении в МФЦ). Новый владелец получит копию Единого государственного налогового реестра (ЕГР). Отдельные свидетельства о праве собственности в настоящее время не выдаются.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector