Административное деление Польши

Польша имеет трехуровневое административно-территориальное деление. Самой крупной административной единицей являются воеводства. Затем следуют повяты, которые, в свою очередь, подразделяются на гмины. В них, в свою очередь, расположены города и деревни. Сколько в Польше городов, деревень, гмин, повятов и воеводств?

Административное деление Польши

Административное деление страны на более мелкие территориальные единицы облегчает принятие решений как на центральном, так и на местном уровне и позволяет более эффективно управлять страной и ее ресурсами.

Как делилась Польша

После крупных политических изменений в Польше после 1990 года изменение административно-территориального деления страны было продиктовано несколькими соображениями. В ходе дискуссий были представлены три варианта деления страны на 12, 17 и 25 воеводств, с восстановлением промежуточного уровня “повятов” (около 300 единиц).

Окончательное решение было принято в 1998 году. Был выбран средний вариант нового деления страны на 16 воеводств.

Конечным результатом этой реформы стало создание трехуровневой административно-территориальной системы.

Населенные пункты Польши

В настоящее время находится в Польше:

  • 16 воеводств.
  • 308 повятов (обычно это округа с населением более 10 000 человек).
  • 2 486 муниципалитетов (гмин)(из них 306 городских муниципалитетов, 602 сельских муниципалитета и 1 571 сельская коммуна).
  • В стране насчитывается 913 населенных пунктов. В семи из них проживает более 400 000 жителей, а в 10 – более 200 000 жителей (66 городов имеют право графства).
  • В стране насчитывается 56 803 сельских населенных пункта (в том числе 39 743 хутора).

Польша уже давно подвергается нескончаемому перераспределению территорий, и окончательное административно-территориальное деление было завершено относительно недавно – в 1999 году.

Административно-территориальная единица в Польше

Современная административная карта Польши состоит из:

  1. Воеводства.
  2. Повяты.
  3. Гмины.

Это разделение имеет историческую основу. Деление на воеводства и гмины существует с 1975 года, когда было 49 воеводств.

Позже, в 1999 году, было принято решение вернуться к прежней системе Польши, территориальное деление которой по-прежнему включало в себя воеводства.

Административное деление Польши

Воеводство

Воеводское самоуправление определяет политику региона, т.е. занимается вопросами, которые не могут быть решены на уровне повятов. Это, прежде всего, равномерное развитие экономики, использование инноваций региональных рынков, рациональная образовательная политика на уровне университетов и создание привлекательных условий для инвесторов (особенно с учетом  вступления в Европейский Союз).

Главным определяющим фактором деятельности воеводства является эффективность его управления и наилучшее использование регионального потенциала.

Новые воеводства должны быть как можно крупнее (как минимум – несколько миллионов жителей), иметь большой экономический и организационный потенциал, а также научный потенциал, особенно в плане инноваций (университеты и институты прикладных наук) и культурно-творческий потенциал.

Повят

В задачи округа входят все местные вопросы, выходящие за пределы границ муниципалитета. К ним относятся охрана общественного порядка и общественной безопасности, защита от пожаров и наводнений, предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий, содержание больниц общего профиля, борьба с безработицей, строительство и содержание межмуниципальных дорог.

Округам могут быть делегированы полномочия провинций в тех вопросах, которые могут быть решены на местном уровне.

Муниципалитет и округ решают все административные вопросы своих жителей. Это гарантирует, что жителям не придется ездить в провинциальный центр для решения административных вопросов.

Район имеет отдельный бюджет, и его доходы не зависят от доходов муниципалитета.

Округ не осуществляет надзор за муниципалитетом, не может лишать их прав или вмешиваться в их финансовое управление. Финансово автономный округ может проводить собственную бюджетную политику.

Совет округа избирается на муниципальных выборах.

Округа настолько малы, что все их действия могут контролироваться избирателями. Председателем правительственного совета является заместитель секретаря муниципалитета.

Гмина

Это начальная и самая важная административная единица. Муниципальное правительство состоит из.

  1. муниципальный совет, избираемый на основе всеобщего избирательного права для местного самоуправления
  2. исполнительный совет, избираемый муниципальным советом, который осуществляет исполнительную власть в муниципалитете.

В сельских муниципалитетах председатель называется ву’дт, в небольших городах – мэр, а в крупных муниципалитетах – президент.

В задачи муниципалитета входят начальные школы, детские сады, библиотеки, культурные центры, местный транспорт, муниципальные дороги, управление рынком и медицинские услуги.

Административное деление Польши

Муниципалитет отвечает за порядок и безопасность в своем районе, отвечает за местные дороги, организацию общественных учреждений и т.д. Последняя реформа также расширила обязанности муниципалитета, включив в них финансовые ресурсы.

Воеводства Польши (список)

  • Нижнесилезское воеводство,
  • включает Силезскую низменность и Судетскую область, столица воеводства – Вроцлав. К городам с правами округа относятся: Легница, Вроцлав, Еленя-Гура, Валбжих;
  • Куявско-Поморское воеводство, включающее Великопольский озерный край, часть Поморского озерного края и Куявы. Города с районными правами: Торунь, Быдгощ и Грудзёндз-Влоцлавек; .
  • Люблин, столица города Люблин. Города с районными правами: Замонь, Люблин, Хелм, Бяла-Подляска.
  • Любельское, западная Польша, в долинах польских рек Одер и Варта. Столица – город Гожув-Велькопольский. Города с районными правами: Зелёна-Гура и Гожув-Велькопольский.
  • Лодзь, столица – город Лодзь. Города с правами пуата: Лодзь, Скерневице, Пётркув Трыбунальский;
  • Малопольша, столица Краковского воеводства. Города с районными правами: Тарнув, Новы-Сонч, Краков; включает бассейн реки Висла, Подгалье и Карпатские горы.
  • Мазовецкое, Мазовецкая низменность, столица Варшава. Города с районными правами: Радом, Седльце, Плоцк и Остроленка;
  • Опольское, столица – город Ополе. Города с районными правами: Ополе; включает часть Судетской области и Силезской возвышенности.
  • Подкарпатье – Нишкидские Бескиды, Обниженье Сандомирское, Карпаты, столица Жешув. Города с районными правами: Кросно, Тарнобжег, Пшемысль, Жешув;
  • Подляшье, столица Белосток. Города с районными правами: Сувалки, Ломжа, Белосток; включает Сувалкский озерный край, Подляшскую низменность. Для него характерны большие лесные массивы, такие как Будзинский, Августовский и Кныржинский;
  • Померания; столица – Гданьск. Города с районными правами: Гданьск, Гдыня, Сопот и Слупск; включает прибрежный пояс Балтийского моря.
  • Силезское. Города с районными правами: Катовице, Бельско-Бяла, Бытом, Хожув, Ченстохова, Домброва-Гурнича, Гливице, Ястрженбе, Явожно, Мисловице, Руда-Слеска, Пекава-Зовшевице-Славовице.
  • Свентокшиске, столица Келецкого воеводства. Она включает Сандомирскую возвышенность, Свентокшиские горы и Нидскую котловину.
  • Варминьско-Мазурское, столица Ольштын. Города с правами графства: Эльблонг и Ольштын, охватывает Мазурский озерный край, Хелмно-Добжинский озерный край до Зулавы;
  • Великопольша, столицей которой является город Познань. Города с районными правами: Конин, Познань, Лешно и Калиш, охватывая западную часть Польской низменности.
  • Заходнопоморское, со столицей в Щецине, охватывающее побережье и южную часть Поморского озерного края. Городами с правами уезда являются Кошалин, Щецин и Свиноуйсьце, а 17 уездов разграничены.

Географические регионы и другие способы деления на регионы

Это деление основано на особенностях племен, населявших определенные территории в прошлом, которые не всегда совпадают с границами провинций.

Можно выделить следующие области:

  1. самый ранний: Померания, Великая Польша, Силезия, Малая Польша и Мазовия;
  2. более независимые: Вармия и Мазуры, Куявы, Орава со Спишем и Подляшье.

Среди коренных народов, населяющих эти территории, сохранилось много особенностей, свидетельствующих об их культурной автономии. Это могут быть традиции, обычаи, праздники, верования, определенные диалекты, одежда, а также кулинарные обычаи – польская кухня также является определенным маркером границ между регионами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector