Какое движение в Голландии

Какое движение в Голландии? Узнаем в этой статье.

Голландия

Здесь вы найдете всю информацию, необходимую для путешествия в Нидерланды на собственном автомобиле: маршруты, дороги, правила дорожного движения, парковки, цены, отели и многое, многое другое.

Дороги в Голландии

Парковки в Голландии

Многоуровневая история для велосипедистов в Голландии

Парковка в центрах городов Нидерландов затруднена. Возможно, именно по этой причине в нашей стране давно уже нет велосипедов. Если вам удастся найти место для парковки на улице в голландском городе, оно, скорее всего, будет находиться на некотором расстоянии от центра. Вы оплачиваете место на парковочном счетчике и кладете квитанцию под лобовое стекло. Плата за парковку может достигать 5 евро в час.

По воскресеньям вы можете воспользоваться бесплатной парковкой. Есть также синие парковки, где вы можете парковаться в течение ограниченного времени, если у вас есть парковочный знак (продается в табачных магазинах) под лобовым стеклом. Альтернативой является перехватывающая парковка Park+Ride, где вы можете оставить свой автомобиль, а затем воспользоваться общественным транспортом. За парковку тоже нужно заплатить 8 евро, но в эту сумму входит плата за возвращение в центр. Лучший способ совершить неспешную прогулку по Амстердаму – припарковать своего железного коня на современной многоэтажной или подземной парковке, которую легко найти с помощью навигатора (они находятся рядом со всеми основными достопримечательностями).

Всегда закрывайте автомобиль и не оставляйте ничего внутри!

Важные телефоны в Голландии

Правила дорожного движения в Голландии

Правила дорожного движения Движения Голландия

Правила дорожного движения в Нидерландах похожи на правила в других европейских странах, но имеют и некоторые особенности:

Скорость (если знаки не предписывают иное)

50 км/ч в населенных пунктах, 80 км/ч вне населенных пунктов, 100 км/ч на автомагистралях, 130 км/ч на автомагистралях. Минимальное ограничение скорости на автомагистрали составляет 60 км/ч.

В Нидерландах очень добросовестно следят за соблюдением скоростного режима, на автомагистралях установлены камеры, поэтому будьте очень внимательны к знакам ограничения скорости.

Алкоголь

Допустимый уровень алкоголя в крови составляет 0,5 промилле. Для водителей со стажем вождения менее 5 лет допустимый уровень алкоголя в крови составляет 0,2 промилле.

Ближний свет

Необходим в условиях плохой видимости и в туннелях.

Ремни безопасности

Ремни безопасности являются обязательными и должны быть пристегнуты на заднем сиденье. Детям до 12 лет и ростом менее 135 см не разрешается сидеть на передних сиденьях. Они могут ездить только сзади и в специальных детских креслах или детских системах безопасности, соответствующих возрасту и весу ребенка.

Мобильный телефон

Не разрешается пользоваться телефоном без устройства громкой связи.

Штрафы

Штрафы можно оплатить в полиции, которая выписывает штраф.

Оборудование

*Детальную информацию о подготовке автомобиля к поездке по Европе см. в соответствующей главе.

Автомобильный маршрут в Голландию

Мы рекомендуем проложить комфортный автомобильный маршрут в Нидерланды из Москвы через Беларусь, Польшу и Германию. С ночевками в Варшаве и Берлине (или очаровательном Потсдаме). Таким образом, путешествие в чудесный Амстердам займет три дня, а в машине вы проведете около 26 часов, с учетом времени на пересечение белорусско-польской границы.

Автомаршрут в Голландии Амстердам

Из Амстердама практически рукой подать до Бельгии (два часа до Брюсселя или два с половиной до удивительного Брюгге). Нидерланды также включены в наш маршрут путешествия по Европе №1.

Отели в Голландии

Найдите и забронируйте подходящий отель в любом городе Нидерландов по лучшим ценам с помощью нашего удобного онлайн-сервиса:

Если вас интересует отличный шопинг по отличным ценам, в разделе “Аутлеты” вы найдете адреса и координаты лучших аутлет-центров Нидерландов и Бельгии. О возврате налогов после покупок в Нидерландах читайте в статье Возврат налогов в Европе.

Дорогие друзья, как прошел ваш отпуск в Нидерландах? Поделитесь своим опытом с начинающими автотуристами в комментариях!

Дороги Нидерландов: преимущество пешеходов, водные каналы и большие штрафы

Мы уже писали о том, какова жизнь велосипедистов в Амстердаме. А как насчет водителей автомобилей в Нидерландах? Чем вождение в этой стране отличается от других стран ЕС? Корреспондент Onliner.by не только крутил педали велосипеда, но и водил автомобиль в Нидерландах. Голландские правила дорожного движения сильно отличаются от наших, поэтому будьте осторожны при поездках на автомобиле!

 

590de6cf4ff19d9762f89ae54557e878

 

Первое, что следует сказать, это то, что по всей стране основным участником дорожного движения является велосипед. Даже на большинстве сельских дорог. Исключение составляют скоростные магистрали, которых в Нидерландах не так много, и обычные национальные дороги, где разрешено движение со скоростью 100 км/ч. На дороге из аэропорта в город вы увидите красные полосы шириной два с половиной метра по обеим сторонам проезжей части. Это велосипедные дорожки. Часто по ним до сих пор ездят скутеры. Как правило, национальные дороги с интенсивным движением достаточно широкие, чтобы два автомобиля могли проехать друг мимо друга. Но если это дорога с низкой интенсивностью движения, то ширина не превышает трех с половиной метров. Два автомобиля не могут объехать друг друга. Вы должны затормозить и въехать правыми колесами на велосипедную дорожку. Это не запрещено правилами. Самое главное – не сбить и, желательно, не потревожить святая святых – велосипедиста. Однако на новых дорогах велодорожки часто идут параллельно – в нескольких метрах от проезжей части.

 

dfca8a48647dbb320ad2a7c84146220a

 

Как и во всей Европе, максимальное ограничение скорости в населенных пунктах Нидерландов составляет 50 км/ч. Не 69. не 60. даже не 55. только 50 км/ч. Жители стараются не нарушать скоростной режим. На дорогах полно камер (возможно, именно поэтому в Нидерландах почти не встретишь дорожной полиции). На загородных дорогах (не обозначенных как “Дороги для автомобилей”) максимальная скорость составляет 80 км/ч. Для сравнения, в большинстве европейских стран ограничение скорости составляет 90 км/ч. Снижение скорости на 10 км/ч было необходимо для обеспечения безопасности велосипедистов.

 

7db72cb6c2fde1d029b0d59850095e38

Чтобы снизить ограничение скорости, во многих местах дороги сужены до одной полосы, где вы либо пропускаете встречный транспорт, либо встречный транспорт пропускает вас (все знаки обозначены). Есть также искусственные неровности. В отличие от наших шишек, эти длинные. Они часто охватывают весь перекресток. Голландские спальные полицейские очень эффективны. Они не установлены отдельно, это просто измененная форма асфальта без острых углов. Вы можете спокойно проехать по ним на скорости 70 км/ч, не снижая скорости. На самом деле, эти неровности сделаны для того, чтобы водители не разгонялись до 100+ км/ч. Привычные для европейцев кольцевые развязки также способствуют снижению средней скорости. Там, где у нас обычный главный/второстепенный перекресток, в Нидерландах есть небольшая кольцевая развязка с клумбой посередине. Часто приходится снижать скорость, но два пьяных водителя “Ваза” не будут “встречаться” в своих машинах здесь вечером.

 

3a3aa50d91d13dbd03684cd2a6fb0411

 

Кстати, о перекрестках. В Нидерландах их действительно много. Если круговая развязка большая, между полосами движения есть небольшой “бордюр” – для направления правого ряда к нужному выходу. Поначалу это раздражает. Особенно для водителей, которые привыкли к возможности двигаться с каждой полосы на каждый выезд. Но потом вы привыкаете к этому и даже обнаруживаете, что это удобно. За 100 метров до такой развязки есть указатели с направлениями переходов, чтобы вы знали, в какой “коридор” нужно войти. Если вы въедете в левую полосу, то после кольцевой развязки можете ехать налево или прямо. Поворот направо будет предотвращен бордюром. Физически по нему можно проехать (он круглый, высотой около 10 см), но местные правила запрещают это делать. Более крупные кольцевые развязки оснащены светофорами, как, например, на площади Бангалор.

 

1f39bf7c0a68bf5d54236826a0efdfca

 

Дороги, описанные в последних абзацах, являются самыми популярными в Нидерландах. Они соединяют большинство городов (включая такие крупные, как Роттердам и Ньивегейн). Многие дороги идут параллельно водным каналам (почти все из которых рукотворные). В Нидерландах бесконечное количество разводных мостов. Стоять в пробках и ждать, пока судно пройдет под мостом, – обычное дело. Но есть в стране и такие маршруты, где нет ни велосипедистов, ни мостов, ни скутеров. Они обозначены как “Дорога для автомобилей”, и по ним можно ездить со скоростью 100 км/ч. Учитывая небольшой размер штата, дороги здесь находятся в отличном состоянии. Лучше, чем в Германии. Через страну проходит несколько крупных автобанов (например, Роттердам-Амстердам). Вы можете ехать по нему со скоростью от 60 до 130 км/ч. Молчаливым водителям и “авиаторам” грозят крупные штрафы. В Нидерландах много сельскохозяйственной техники, которая может доставлять неудобства на проселочных дорогах и в деревнях. К счастью, они не допускаются на автомагистрали.

 

da6645ed11362d9825c52087984b8134

 

Вождение с включенными габаритными огнями является обязательным на всей территории страны. В туннелях ближний свет фар обязателен. Если вы включите противотуманные фары не по сезону (туман, сильный снегопад), то получите штраф в размере 120 евро. Это не просто формальность, говорят они. Вы просто получите реальный штраф. В Нидерландах сложилась интересная ситуация с пьяными водителями. Если водитель управляет автомобилем менее пяти лет, он может быть “пьян” до 0,2 промилле. Если водительский стаж превышает пять лет, допустимый уровень алкоголя увеличивается до 0,5 промилле. Если больше, то штраф составляет 350-750 евро. Если более 1,8 промилле – судебное разбирательство.

 

8df9833f3942c8bfece54c2f1cf7e6a9

 

Непристегнутые ремни безопасности (на любом пассажире, включая задний ряд) могут опустошить карман водителя на сумму 130 евро. Разговор по телефону во время вождения (по “наушнику”) – 220 евро. Если вы припарковали свой автомобиль на расстоянии 30 метров (или менее) от перекрестка, вы рискуете получить эвакуатор или заплатить крупный штраф. Вы вряд ли попадете в тюрьму за езду в зеленой зоне. Как и во всей Европе, в Нидерландах понятия обгона и следования идентичны. Следовательно, обгон в зоне обгона запрещен. Обгонять можно только слева.

 

4aac28c49c0a474e7d629a97eb85c574

d7263eb9f91dba2cded711c8d7a1f2ba

Кстати, на автомагистралях есть парные камеры, которые измеряют среднюю скорость прохождения определенных участков. Таким образом, если вы проедете мимо каждой камеры контроля скорости со скоростью 80 км/ч, а между ними будете двигаться со скоростью 160 км/ч, то получите штраф. Во всех населенных пунктах пешеходы имеют приоритет везде (!), а не только на пешеходных переходах. Хотя есть и пешеходные переходы – в тех местах, где люди чаще всего переходят дорогу. Но все же помните, что в любой момент в городе человек может выйти на проезжую часть. Где угодно. И с ним или с ней все будет в порядке. Хотя, на самом деле, пешеходы редко пользуются этой “свободой”.

 

Вождение в Нидерландах для русских водителей

Эта заметка, имеющая чисто практический характер, будет полезна тем, кто собирается водить машину в Нидерландах в ближайшем будущем – тем, кто едет сюда в отпуск, на работу или тем, кто недавно переехал сюда с российскими водительскими правами.

Я опишу некоторые детали правил, которые отличаются или не совсем привычны для российских водителей; в конце заметки я дам несколько ссылок на справочник голландских правил вождения (на английском), на набор штрафов (на голландском с английским переводом), ответы на штрафы (на английском) и ссылку на буклет голландских правил вождения (на английском).

Некоторые российские экспаты утверждают, что правила абсолютно одинаковы, и вы можете сразу же сесть за руль. Некоторые говорят, что есть некоторые различия, поэтому лучше не торопиться и взять несколько уроков у местного инструктора.

Я согласен с последним. Однако существует множество различий, большинство из которых не имеют решающего значения, но некоторые довольно серьезны.

Я решил подробно изучить местные правила и провести несколько тестов, чтобы быть начеку. До переезда в Нидерланды я некоторое время не водил машину в России, поэтому я также взял блок уроков вождения, чтобы узнать все детали из первых рук, то есть от инструктора. Я должна сказать, что это было определенно правильное решение для меня.

Самое главное правило: водитель должен всегда придерживаться правой стороны дороги, насколько это возможно.

 

6081 800

 

В Нидерландах это правило (всегда занимать максимально правое положение) действует везде! Обгон – вернитесь в правую полосу. Обгон – вернитесь в правую полосу. И так до бесконечности, и так повсюду.

Даже при повороте налево, если движение осуществляется по двум полосам, вы должны занять правую полосу из двух полос, чтобы повернуть налево.

Вопрос в том, находится ли автомобиль в правильном положении для поворота налево?

Также, согласно российским правилам, при повороте налево водитель может занимать любую полосу дороги, на которую он въезжает. Согласно голландским правилам, он или она должны занимать только правую полосу (если, конечно, ее не занимает автомобиль, поворачивающий с параллельной полосы) – то есть опять же “крайнее правое положение”!

Другой случай, когда при повороте налево нужно занять максимально правильную позицию: когда встречный поток слишком плотный и известно, что придется долго стоять и ждать – человек смещается вправо, чтобы не задерживать тех, кто едет сзади.

Что касается максимально правого положения: зачастую велосипедная дорожка находится прямо справа от проезжей части. То есть, крайнее правое место предназначено для велосипедистов и скутеристов, едущих справа. На их полосу можно заезжать, но только если вы не создаете им помех. Есть также очень узкие дороги с двумя велодорожками по краям – там невозможно не ехать по велодорожке.

Есть также велодорожки, на которые могут въезжать автомобили! И машины на таких дорогах – гости. То есть, вы можете ехать, но по обе стороны есть велосипедисты, и они всегда имеют приоритет!

Еще одна ситуация, в которой целесообразно заехать на велосипедную дорожку, – это правый поворот, когда дорожка находится на правой стороне проезжей части и, конечно, на ней нет велосипедистов. Почему так происходит? Чтобы при повороте направо кто-то внезапно появлялся из слепой зоны. Велосипедист вряд ли появится, так как они не такие быстрые (хотя это может случиться!), а вот скутер (мопеды в Нидерландах также ездят по велосипедным дорожкам) – может внезапно взлететь и даже не заметить, что вы поворачиваете. Поэтому лучше преградить им путь, выехав на полосу, как только вы повернете направо, и убедиться, что там никого нет: поверните голову направо через плечо, взгляда в зеркало недостаточно. Одно важное замечание: если сплошная прямая линия отделяет велодорожку от вас, конечно же, вы не должны этого делать!

И это (поворот головы через плечо) относится не только к правой стороне. Велосипедисты тоже ездят слева! Бывает даже так, что велосипедная дорожка находится на правой стороне дороги, а затем, незадолго до перекрестка, переходит с правой стороны на левую для тех велосипедистов, которые поворачивают налево. Или иногда полоса для левого поворота не обозначена, но есть знак “Велосипеды и автомобили поворачивают налево здесь”. – поэтому они движутся из крайнего правого места на дороге, сквозь поток машин, едущих прямо и направо, налево – на полосу, предназначенную для поворота налево!

На дорогах с односторонним движением велосипедисты обычно имеют право двигаться в любом направлении.

Кстати, велосипедные дорожки обычно красного цвета. Но не всегда, иногда они просто серые. А иногда бывает, что и обычные дороги, предназначенные для автомобилей, тоже красные! Поэтому не стоит сразу же жать на тормоза в ужасе, когда вы видите, что дорога окрасилась в красный цвет. Просто притормозите немного и посмотрите на знаки.

К вопросу о велосипедных дорожках. Всегда следите за ними, так как они могут повернуть и пересечь ваш путь. Велосипедные дорожки есть в основном везде, если только вы не едете по автостраде. Либо велодорожка идет вдоль проезжей части, справа от правой полосы, либо отдельно, за разделительным газоном, параллельно проезжей части (они имеют синий круговой знак). У велосипедистов обычно есть свои светофоры (небольшие) и свои знаки и разметка полос движения. Поэтому они не просто катаются по кругу. И если у них нет своих светофоров, они используют обычные большие светофоры.

В целом, однако, понятие “дорога” несколько отличается от российского (оно также включает в себя параллельную, как бы отделенную, велосипедную дорожку!)

Перед светофором полоса для велосипедистов часто меняется: если она была на общей проезжей части, то перед светофором она часто поворачивает направо, в сторону от меняющегося направления движения автомобилей; если же полоса была разделена, то часто происходит обратное – мопеды (метлы) с велосипедной дорожки уходят в сторону автомобилей. На перекрестке они пересекают проезжую часть вместе с автомобилями. Только после этого они могут вернуться на велосипедную дорожку по специальному пандусу.

Обычно пересечение велосипедной дорожки трудно не заметить. Очень часто бывает так, что когда вы выезжаете с дороги на зеленый свет, велосипедистам, которые ехали параллельно с вами, но по своей выделенной полосе, тоже загорается зеленый! Чтобы обратить внимание водителя на этот факт, основные (большие) светофоры часто имеют что-то вроде дополнительной секции с мигающей желтой стрелкой. Эта дополнительная желтая стрелка загорается и мигает только тогда, когда горит зеленый сигнал. Это означает, что вы должны быть осторожны при повороте в указанном направлении: вы должны уступить дорогу велосипедистам, ведь у них тоже есть зеленый!

Поэтому стоит запомнить правило: при смене направления движения необходимо пропустить всех, кто продолжает движение прямо по дороге, с которой вы поворачиваете.

В целом, велодорожки рассматриваются как полноценные дороги. Они часто имеют приоритет (у водителей автомобилей на них нарисованы “зубы” и есть знак “уступи дорогу”). Также есть равнозначные перекрестки, где нет знаков или разметки, и вы должны пропустить автомобили, приближающиеся по велосипедной дорожке справа.

Если вам необходимо остановиться, вы не должны использовать велодорожку в качестве остановки у бордюра. Запрещается останавливаться или парковаться на нем. Также запрещается останавливаться, прислонившись к нему, прямо на проезжей части.

Еще несколько случаев неправильной парковки:

Помимо велосипедистов и брумеров, в Нидерландах есть всевозможные другие сельскохозяйственные машины. Все они считаются полноценными участниками дорожного движения. Все они должны уступать дорогу, когда это необходимо: различные тракторы, например, большие и маленькие тракторы (кстати, ими часто управляют подростки, не знаю, законно это или нет!).

Есть некоторые особо “интересные” транспортные средства, к которым следует относиться с особой осторожностью: маленькие автомобили с двигателями от мопедов. Это так называемые “4-колесные мопеды”. Для управления автомобилем не требуется водительское удостоверение. Именно поэтому их часто покупают люди, которые по тем или иным причинам не могут или не хотят получать водительские права. Соответственно, от такого автомобиля на дороге можно ожидать практически всего. К счастью, они не развивают скорость выше 45 км/ч и не допускаются на автомагистрали.

Есть еще одно важное правило, которое вроде бы действует в России, но вроде бы и нет: обгон справа запрещен. “Как же так! Обгон справа считается обгоном!”. – скажете вы. Но нет. Здесь это считается обгоном, и черным по белому написано: это запрещено. Поэтому если вы едете вперед и вдруг замечаете, что вас обгоняет автомобиль на соседней полосе слева, вам следует убрать ногу с педали газа и посторониться. Кроме того, если вас обгоняет автомобиль слева, вы также должны убрать ногу с педали газа, чтобы обгоняющий автомобиль мог спокойно завершить маневр.

Обгон справа разрешен только в определенных случаях (в моем понимании это вообще не обгон). Например, если автомобиль перед вами сворачивает с дороги и мешает вам ехать прямо.

Еще одна ситуация, когда “обгон справа” разрешен: когда автомагистраль раздваивается в прямом направлении и превращается в две разные дороги, то те, кто едет по правой дороге, имеют право ехать быстрее, чем по левой, то есть как бы “обгоняя” их, даже если они уже едут по другой дороге.

И последнее исключение: можно “обогнать справа” непосредственно перед круговым перекрестком с несколькими полосами движения или уже двигаясь по нему.

В Нидерландах много перекрестков с круговым движением. Обратите внимание на расположение велосипедных дорожек вокруг кольцевой развязки: вам придется их пересекать!

Если знаков приоритета нет, приоритет отдается тем, кто едет по кольцевой развязке.

Чаще всего велодорожки приходится пересекать дважды: при въезде на кольцо и при выезде с него. Часто бывает так, что велосипеды имеют приоритет!

Хотя при подъезде к кольцевой развязке видимость хорошая, при выезде с кольцевой развязки участок велодорожки не виден справа: поэтому всегда поворачивайте голову через плечо направо перед выездом с кольцевой развязки, чтобы увидеть, что происходит на полосе!

При повороте налево индикатор должен оставаться включенным на протяжении всего пути по кольцу, а правый индикатор включается только перед выездом с кольца.

При движении прямо индикатор должен включаться только после выезда с кольца.

При повороте направо все просто – мигайте направо до завершения поворота.

Существуют также “турбокольца”. Перед ними обычно стоит огромный синий рекламный щит, который сообщает, на какой полосе вы находитесь. Здесь очень важно заранее занять правильную позицию на дороге, так как существует распределение направления движения по полосам. Разворот и движение задним ходом на турборазвязке невозможен!

Перед кольцевой развязкой, помимо рекламного щита, есть дорожная разметка, по какой полосе вы поедете.

Помните, что при движении по кольцу вы не сможете менять полосы движения! Между полосами движения есть бордюры! Так что иди туда, куда вошел!

Далее о дорогах, их ограничениях скорости и скоростных зонах.

Ниже таблицы: четыре полосы слева – “в черте города”, а четыре справа – “за городом”.

Кстати, со всеми этими деревнями городскую черту здесь можно пересечь незаметно – нужно внимательно смотреть на знаки.

Еще одно важное отличие: в черте города знак “главная дорога” устанавливается до перекрестка, за городом – после! Так вы сможете понять, едете вы по городу или нет, не пропустили ли вы знак с названиями пунктов!

Итак, это таблица максимальных скоростей, разрешенных на различных типах дорог и в специальных зонах:

Комментарий слева направо.

В пределах “жилой зоны” вы можете парковаться только на обозначенных парковочных местах, а не во дворах в России. Ограничение скорости – 15, пропускаются все пешеходы, дети и все желающие.

“Зона 30” – здесь, как правило, есть твердые, нерегулируемые перекрестки ровных дорог. Также в этом районе будьте готовы к тому, что вас в любой момент может обогнать велосипед. Максимальная скорость составляет 30 км/ч.

“Motor Road” – это дорога для автомобилей. Это означает, что никаких велосипедов и метел! В черте города – 50, за чертой города – 100. Поворот, стояние и движение задним ходом запрещены.

“Другие дороги” означает базовое ограничение скорости. В Нидерландах она составляет 50 км/ч в пределах города и 80 км/ч за его пределами. Это на 10 км/ч меньше, чем в России.

“Моторный путь” или “Высокий путь”. – Поворот, стояние и движение задним ходом запрещены. Максимальная разрешенная скорость составляет 120 км/ч, если не указано иное (что часто бывает)!

Если числовые знаки отличаются от стационарных знаков, то числовые знаки будут направлять вас.

“Зона 60” – Вам также нужно быть готовым к нерегулируемым перекресткам ровных дорог. Хотя вы можете столкнуться с ними на “других” дорогах, где вам придется ехать 50.

Вот вам и основы, я думаю. Посмотрите еще раз на сотрудников дорожной полиции: они тоже немного отличаются от русских.

Если у вас есть что добавить или вы хотите поправить меня, пишите!

Мой блог не является учебным материалом!

Я написал этот пост для тех, кто уже имеет российские водительские права и просто хочет узнать об особенностях вождения в Нидерландах, чтобы быть готовым к голландским дорогам.

Если вы экспат и у вас есть какие-то сомнения, неуверенность или что-то еще – лучше обратитесь к профессионалу. Возьмите хотя бы несколько уроков с инструктором. Очень рекомендую! В Нидерландах есть русскоговорящие инструкторы.

Вот ссылка на учебник (обратите внимание на год издания, но, похоже, все осталось по-прежнему), из которого взяты все эти картинки и вся информация, а также ссылка на билеты с ответами (попробуйте решить из чистого любопытства. Вы обязательно совершите много ошибок, и, конечно же, ссылка на буклет с правилами дорожного движения.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector