В настоящее время в Европе всего четыре страны с левосторонним движением: Великобритания, Ирландия, Мальта и Кипр.
Вот как выглядит карта мира. Страны с правосторонним движением показаны красным цветом, а страны с левосторонним движением – синим.
Именно Англия стала основной причиной распространения левостороннего движения по всему миру, но давайте пройдемся по всем пунктам по очереди.
История запутана и уходит корнями в далекое прошлое
Большинство людей – правши. Пешеходы инстинктивно прижимаются к правой стороне дороги, чтобы защитить имущество, которое несут на правом плече. Люди, управлявшие повозками и каретами, также ездили справа – так было легче тянуть вожжи вправо более сильной рукой, сообщает probok.net.
Что известно точно, так это то, что в Римской империи левостороннее движение было обязательным, вероятно, из-за большого количества постоянно перемещающихся войск. Раскопки в древнем карьере показали, что левосторонний путь был более разрушен, чем правосторонний. Он использовался для перевозки грузов, в то время как правый путь использовался для перемещения пустых вагонов в сторону карьера.
В 1776 году в Англии , оказавшейся верной древнеримским традициям, был принят “Дорожный акт”, вводивший левостороннее движение
В других странах по этому вопросу было много путаницы. Принято считать, что правостороннее движение было введено в континентальной Европе Наполеоном, который распространил французские правила дорожного движения на весь континент. Однако это касалось только тех стран, которые находились под его властью. Великобритания, Швеция, Австро-Венгрия и Португалия продолжили левостороннее движение.
Англия была главной движущей силой распространения левостороннего движения во всем мире. Прежде всего, это были его колонии: Индия, Австралия и другие. В Японии левостороннее движение стало возможным после того, как британцы построили первую железную дорогу.
Первые машины
Интересно, что в первых автомобилях руль располагался ближе к краю дороги – справа для правостороннего движения и слева для левостороннего. Водителю было проще выйти. Но машин становилось все больше, и основное внимание водителя занимали встречные и обгоняющие автомобили. Поэтому он был переключен.
К 1920-м годам в подавляющем большинстве автомобилей было предусмотрено место для встречного водителя. Постепенно большинство стран также перешли к использованию полосы отвода: Бельгия в 1899 году, Португалия в 1928 году, Испания в 1930 году, Австрия и Чехословакия в 1938 году.
Швеция стала праворульной только в 1967 году. Это была последняя страна в континентальной Европе, сохранившая левостороннее движение. Это создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно в сельской местности, где она часто просто не была обозначена. Также в Швеции все автомобили были с левым рулем. Производители просто не хотели выпускать праворульные автомобили для такого маленького рынка.
Интересно отметить, что все были довольны этим. На референдуме в 1955 году 83% шведов высказались за сохранение нынешней ситуации. И только через восемь лет парламент, не спросив население, издал указ о переходе на правостороннее движение с 5 утра 3 сентября 1969 года (день “Н”).
Все автомобили просто переехали на другую сторону дороги и начали движение по новым правилам.
В первый месяц аварийность снизилась почти до нуля – водители были предельно осторожны. Однако после этого уровень аварийности вернулся на прежний уровень. В 1968 году, вдохновившись примером Швеции, Исландия провела аналогичную операцию под тем же названием.
Левостороннее движение в Ирландии
Левостороннее движение в Ирландии
Ирландия, как и Великобритания, до сих пор остается верна левостороннему движению.
На острове знаки, напоминающие посетителям о правильной стороне движения, можно найти в аэропорту или на пароме, а также у популярных туристических достопримечательностей.