Почему люди эмигрируют из России?

Почему люди уезжают из России? Наша история знает несколько больших волн эмиграции, каждая из которых была вызвана политическими, экономическими или религиозными причинами.

Первые волны эмиграции

До XV века Россия не знала такого явления, как массовая эмиграция. На северо-восток, ближе к Москве, или на северо-запад — Великое княжество Литовское (в то время там говорили по-русски). Из той же Литвы в Россию перебрались и политические эмигранты — литовский князь Довмонт и сыновья великого князя литовского Андрея, Владимир и Дмитрий Ольгердовичи.

Первая волна эмиграции вошла в историю России уже во времена правления Ивана Грозного. На него повлияли внутренние процессы: централизация государства, усиление власти царя, жесткая карательная политика царя. Самым известным политическим эмигрантом времен правления Ивана Грозного был, конечно же, Андрей Курбский, который также остался в истории благодаря своей переписке с Иваном IV.

Курбский бежал в Литву по уважительной причине. Сохранилась переписка между витебским воеводой Радзивиллом и королем Сигизмундом II, в которой король просит витебского воеводу передать послание московскому воеводе (Курбскому), что может быть началом «хорошего начала», т.е. тайной переписки Курбского с литовцами.

Трудно не воспринять побег Курбского как предательство. Он был в курсе всех военных дел в Москве и знал все о дислокации войск и составе русской армии. Прибыв в Ливонию, он передал своим новым «хозяевам» ливонских сторонников Москвы, переиграл московских агентов при дворе короля Сигизмунда и принял участие в литовской экспедиции против России в марте 1565 года.

До 19 века

До 19 века в России прошло несколько волн миграции, связанных как с политической жизнью России, так и с религиозными реформами. В середине XVII века, сразу после Собора 1667 года, в России началась религиозная миграция, которая усилилась во время правления царицы Софьи и при патриархе Иоакиме. Самая большая группа религиозных мигрантов переехала на земли Речи Посполитой и в балканские владения Османской империи (Молдавию и Валахию).

В 1685 году группа старообрядцев-поповцев основала в белорусском Полесье под властью польского короля слободу под названием Ветка, которая стала городом с населением 40 000 человек, центром старообрядческой эмиграции. После того как в 1764 году Ветка была разбита русской армией, старообрядцы были вынуждены перебраться еще дальше в Австрийскую империю.

Политические миграции продолжались и в 18 веке. В 1708 году донско-некрасовские казаки, участники восстания Кондратия Булавина, ушли в Турцию. Султаны Османской империи даровали им ту же власть, которую они имели под покровительством крымских ханов. В Османской империи некры поселились в области Добруджа (современные Болгария и Румыния), рядом с ними жили беспоповцы и липоване, которые переселились туда раньше. Некрасовские казаки следовали «заветам Игната» — 170 строгих законов, записанных в Книге Игната.

В 19 веке, до указа об отмене крепостного права, эмиграцию из России еще нельзя было назвать массовой. Однако с 1861 по 1915 год 4,3 миллиона крестьян, ремесленников и рабочих покинули Россию из-за аграрного перенаселения.

После Собора 1667 года в России началась религиозная миграция, которая усилилась во время правления царицы Софьи.После Собора 1667 года в России началась религиозная миграция, которая усилилась во время правления царицы Софьи

Религиозная эмиграция

Религиозная эмиграция из России заслуживает отдельного обсуждения. Она началась в середине XVII века и продолжалась три столетия. Религиозную эмиграцию лучше всего проследить через историю отдельных течений.

Духоборы, например, отрицали все церковные обряды и военную службу. Их эмиграция началась в 1841 году. Российские духоборы переселились в основном в Грузию и Азербайджан, вытеснив за четыре года более пяти тысяч духоборов.

В 1887 году на Кавказе была введена всеобщая воинская повинность. В 1895 году духоборы начали восставать. В ночь с 28 на 29 июня несколько тысяч духоборов собрали оружие, облили его парафином и подожгли, распевая псалмы. Затем встал вопрос об эмиграции. Финансовую поддержку духоборам оказывали Лев Толстой, его друг Владимир Чертков и Петр Кропоткин.

Для того чтобы помочь духоборам, Лев Толстой даже специально закончил свой ранее отложенный роман «Воскресение». Между 1898 и 1899 годами более 8000 духоборов эмигрировали в Канаду, на неосвоенные земли Саскачевана. Старейшины духоборческой общины пророчествовали: «Если царь позволит духоборам покинуть его страну, он потеряет свой трон, потому что Бог уйдет вместе с духоборами.

У меннонитов также был свой способ эмиграции. Они жили в России со времен правления Екатерины II. Императрица обещала немцам и голландцам, которые составляли основу общины, свободу вероисповедания, но идиллия закончилась в 1874 году, когда был принят закон о всеобщей воинской повинности. Только из Таврической губернии эмигрировало около 900 меннонитских семей и почти столько же из Екатеринославской губернии до 1876 года. Меннониты селились компактными общинами в Оклахоме, Канзасе, Северной Дакоте и Южной Дакоте. Как и в России, их основным занятием было сельское хозяйство. Следует отметить, что меннониты не забыли свою бывшую родину: в 1919 году они отправили в страну помощь для нуждающихся — подарки и товары на сумму 75 000 долларов.

В середине 19 века начались гонения и на меннонитов. Они были сосланы на Кавказ из Воронежской, Тамбовской и Саратовской губерний. Их изгнание началось в 1874 году, когда была объявлена всеобщая воинская повинность. Молоканам не разрешалось служить в армии из-за их убеждений. Для сбора информации молокане отправили своих «странников» в США и Канаду. Они привезли различные сведения о жизни за границей, но в 1902 году молоканская община все же решила эмигрировать в США.

Лев Толстой оказал финансовую помощь эмигрирующим духоборамЛев Толстой оказал финансовую поддержку эмигрировавшим духоборам

Российские власти были относительно лояльны к молоканам: около 60 процентов членов общины получили заграничные паспорта, в остальных 40 процентах семей дети подлежали призыву на военную службу, и им было отказано в выезде из страны. Эти молокане были вынуждены нелегально пересекать границу с Турцией и Персией.

Серьезную помощь в эмиграции оказали староеврейские купцы, комитеты русской интеллигенции, писатели Лев Толстой и Максим Горький. Они обязались покрыть 75 процентов расходов на переселение молокан. Большинство молокан поселились на западном побережье США, в Калифорнии.

Руководствуясь принципом «Не убий» и считая себя «гражданами небесной империи», молокане отвергали солдатчину и войну и таким образом избегали принятия американского гражданства.

Религиозная эмиграция продолжалась и в советское время. Еще при Хрущеве, в 1961 году, Григорий Ващенко из Черногорска и еще несколько пятидесятников были осуждены за создание группы, деятельность которой была «связана с причинением вреда здоровью граждан».

В октябре 1962 года двоюродный брат осужденного Петр вместе с женой Августиной и двумя детьми попытался попросить политического убежища в посольстве США. Однако они были задержаны полицией и отправлены обратно в Черногорию. В период с октября 1962 года по май 1968 года различные пятидесятники предпринимали новые попытки эмигрировать. Наконец, 20 апреля 1978 года Петр Ващенко и его жена получили приглашение от пресвитерианского пастора из Алабамы. В июне 1978 года семь пятидесятников бросились к посольству США. Семья Ващинских встретилась с послом Туном, сенаторами и конгрессменами США. Восемьдесят членов Палаты представителей США направили письмо Леониду Брежневу с просьбой разрешить пятидесятникам уехать. В апреле 1983 года Лидия, дочь Петра Ващенко, получила разрешение на эмиграцию в Израиль. Оттуда она отправила вызов другим членам семьи, и в 1985 году сибирская семерка поселилась в штате Вашингтон. Семье Ващенко понадобилось более двадцати лет, чтобы осуществить свою мечту.

Волны эмиграции

Самые большие волны эмиграции в истории России были связаны с революцией 1917 года. В течение пяти лет Россию по разным причинам покинули до трех миллионов человек. Большинство из них составляла так называемая белая эмиграция.

Помимо оттока рабочих и крестьян, послереволюционная эмиграция «вымыла» из страны значительную часть творческой интеллигенции.

Федор Халяпин, человек, оказавший огромное влияние на мировое оперное искусство, эмигрировал из страны 29 июня 1922 года. Сергей Рахманинов эмигрировал в 1917 году; Николай Бердяев был выслан в 1922 году. Авиаконструктор Игорь Сикорский решил эмигрировать в 1919 году. Иван Бунин эмигрировал в 1920 году. В 1921 году Василий Кандинский покинул Россию. Алексей Бродович, которого можно назвать «отцом глянцевой журналистики», эмигрировал из России в 1920 году. В США Бродович стал арт-директором модного журнала Harper’s Baazar и изменил представление о дизайне и фотографии.

Вторая волна эмиграции в 20 веке была связана со Второй мировой войной. Это коснулось тех, кто отказался репатриироваться в СССР.

Следующая крупная волна эмиграции была связана с холодной войной (1948-1990). За этот период из СССР выехало более полутора миллионов граждан. Они уехали, в основном в Германию, Израиль и Соединенные Штаты.

Через всю страну

Куда уезжали и уезжают русские эмигранты? Самая большая российская диаспора в Европе находится в Германии (3,7 млн. человек). Самая большая русская диаспора в Южной Америке находится в Аргентине (300 000 человек). Более трех миллионов русских живут в США, более одного миллиона — в Израиле, 620 000 русских живут сегодня в Латвии.

Почему они уезжают?

Почему люди уезжают из России? Главный фактор — политический. Первыми эмигрантами в истории России были диссиденты, не согласные с властями. Политическая эмиграция также была самой распространенной в истории России.

На втором месте — экономический фактор. Эмигранты второй и третьей волны эмиграции прошлого века уезжали за границу за «длинным рублем». Количество иммигрантов по духовным причинам не имеет аналогов ни в одной другой стране.

Люди уезжают из России и сегодня, хотя нельзя говорить о массовой эмиграции. Они приезжают по тем же причинам: стабильность, улучшение финансового положения, социальные гарантии.

В настоящее время, по данным Федеральной миграционной службы, 50 000 человек в год покидают Россию, что составляет около 0,03-0,04% населения. Это меньше, чем отъезд граждан большинства стран мира, включая США и Европейский Союз.

При поддержке российской семерки

Традиции празднования Христова Воскресения

От «религии потребления» – к дисциплине в питании

Прогулки по Москве с Михаилом Барщевским

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector