Характеристика Норвегии

Официальное название – Королевство Норвегия (Kongeriket Norge, Королевство Норвегия). Расположен на Скандинавском полуострове в северо-западной части Европы.

Общие сведения о  Норвегии

Площадь – 323 800 кв. км, в том числе владений – 385 200 кв. км. В результате расширения экономической зоны в 1977 году до 200 миль площадь морских территорий – экономических и рыболовных зон (2,24 млн. км2) в 3 раза превышает площадь континентальной территории.

Население: 4,5 миллиона (2002). Официальный язык – норвежский. Столица – Осло (508 000 жителей, 2002). Банковский праздник – День Конституции 17 мая (с 1814 года). Денежной единицей является норвежская крона (100 öre).

Территории: архипелаг Шпицберген в Северном Ледовитом океане (Шпицберген), состоящий из более чем 1 000 островов, общей площадью 62 000 км2, и остров Медвежий (статус определен Договором о Шпицбергене 1920 года); в северной части Атлантического океана – остров Ян-Майен (суверенитет осуществляется с 1929 года); в южной части Атлантического океана – остров Буве.

Она является членом Организации Объединенных Наций (с 1945 года), НАТО (с 1949 года), Северного совета (с 1952 года), ЕАСТ (с 1960 года) и др.

География Норвегии

Он расположен между 59°57′ северной широты и 10°43′ восточной долготы. Страна вытянута узкой полосой с юго-запада на северо-восток на протяжении 1 750 км. Максимальная ширина страны составляет 430 км, наименьшая (в районе Нарвика) – около 7 км. Примерно одна треть территории расположена к северу от полярного круга. Страна омывается морями: Баренцевым морем на севере, Норвежским и Северным морями на западе и проливом Скагеррак на юге. Гольфстрим, теплое морское течение, проходит вдоль побережья. Побережье, особенно на западе, усеяно фьордами, в основном с крутыми, высокими, скалистыми берегами – Согне-фьорд, Хардангер-фьорд и др. У побережья много крупных островов (Лофотен, Вестеролен, Сенья, Магерео и Сёрре), множество мелких островов и шхер – более 150 000. Защищенный морской путь в шхерах с юга на север (от Ставангера до Нарвика) назывался Хуртигрута. Древние мореплаватели называли эти места Nord verg (Дорога на север), от которой впоследствии получила свое название Норвегия.

Сухопутные границы проходят в основном со Швецией (1 619 км), а на крайнем севере – с Финляндией (716 км) и Российской Федерацией (196 км).

Норвегия – горная страна, почти две трети ее территории находится выше 500 м над уровнем моря; низменности занимают узкую (40-50 км) прибрежную полосу (так называемый странфлат) и встречаются небольшими участками на юге и востоке. Почти всю территорию страны занимают Скандинавские горы, которые образуют обширное нагорье, более широкое и высокое на юге (самая высокая вершина – 2470 м) и узкое и сильно раздробленное на севере (в среднем 800 м).

Климат умеренный, морской, субарктический на крайнем севере. Благодаря теплому Северо-Атлантическому течению (Гольфстрим) климат прибрежных районов гораздо мягче, чем в северных широтах (средняя температура января на севере -2-4°С, на юге +2°С). По этой же причине побережье почти всегда свободно ото льда. Лето прохладное (средняя температура июля в северной прибрежной зоне +10°С, а на юге +15°С) с частыми дождями и сильными ветрами. Климатические различия между севером и югом заметно меньше, чем между востоком и западом.

Речная сеть очень густая, а горные реки (главные из них – Гломма, Логен, Тава и Альта) обильные водой, хотя и короткие. Они обладают богатыми гидроэнергетическими ресурсами (120 млрд кВт в год). В стране насчитывается 200 000 озер (самое большое – Мьоса площадью 369 км2), общая площадь которых составляет почти 5%. Более 1/4 территории покрыто лесами, причем на севере в горах преобладают еловые и сосновые леса.

Животный мир разнообразен (лиса, лось, горностай, белка, заяц, песец, северный олень), мир птиц чрезвычайно богат. Птичьи гнездовья многочисленны и расположены на скалах, выходящих к морю. Прибрежные моря чрезвычайно продуктивны (треска, скумбрия, окунь), в реках и озерах водятся лосось, форель.

Здесь находятся крупные месторождения различных руд, цветных металлов, гранитов, полевых шпатов, мрамора и т.д. Мировой производитель ферромарганца (около 10% мирового производства), меди, цинка, титана, молибдена, олова, алюминия (около 6%), магния (20%), ванадия (2%), кобальта (4%), слюды, ильменита (25%). Доказанные запасы нефти 1,3 млрд. тонн, более половины запасов Европы. Доказанные запасы газа 1,25 трлн. м3 , более четверти запасов Европы.

Население Норвегии

Норвегия – одна из наименее населенных стран Европы (14 человек на км2). Самой густонаселенной является ее юго-восточная часть, Эстония, где проживает половина населения. Южные плато почти не заселены. Северная часть крайне малонаселенная (всего 10% населения). Рост населения составляет в среднем 0,5% в год (в последнее десятилетие), в основном за счет естественного прироста. Младенческая смертность низкая: 3,98 на 1 000 новорожденных (2002). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляет 75,73 года, а женщин – 81,77 года.

Крупнейшие города: Осло, Берген (230 000), Тронхейм (150 000), Ставангер (120 000), Нарвик (80 000), Кристиансанд (72 000), Фредрикстад (70 000), Драммен (55 000), Тромсё (60 000).

Приблизительно 97% населения – норвежцы. Национальными меньшинствами являются саамы (около 20 000 человек), квены (норвежские финны), датчане и шведы.

Официальным языком является норвежский, который относится к скандинавской группе германских языков. Существует два литературных стандарта, официально признанных равнозначными – букмол и ландсмол. Букмол производит 90% всей печатной продукции и преподается в более чем 80% школ.

Официальная религия – лютеранство (более 90% населения).

История Норвегии

Территория современной Норвегии была заселена в древние времена племенами германского происхождения. В последнее время. В середине 5. 11 веков в процессе классового расслоения и формирования государства происходили масштабные завоевательные походы дружинников. Этот период известен как эпоха викингов. Викинги достигли Северной Америки, опередив Христофора Колумба на пять столетий. На рубеже девятого и десятого веков началось объединение страны, которое возглавил конунг Харальд Хорфагер (праведный). С конца X века в стране начало развиваться христианство. Христианизация началась в 10 веке, и в последующие 3 века происходило укрепление королевской власти и римско-католической церкви. Норвегия – одна из немногих стран Европы, где нет крепостного права.

С конца XIII века сельское хозяйство начало переживать кризис. Кризис землевладения начался в конце XIII века, за ним последовал длительный упадок всей экономики после чумы “Черная смерть”. По Кальмарской унии (1397) Н. оставалась под властью Дании до 1523 года в общем союзе с Данией и Швецией. После 1537 года он стал датской провинцией. Датский король установил Евангелическо-лютеранскую церковь в качестве официальной религии.

Изнутри. В 17 веке Норвегия переживала экономический рост. Этому способствовал распад Ганзейского союза. В Европе вырос спрос на норвежскую руду, древесину и суда. Европейский спрос на древесину и корабли увеличился, и промышленность развивалась. Переломный момент в новой истории страны наступает в 1814 году. По решению антинаполеоновской коалиции Норвегия была отобрана у Дании и передана Швеции за ее заслуги в войне против Наполеона. Норвежское население не согласилось на присоединение к Швеции. 17 мая 1814 года Учредительное собрание в Эйдсвольде провозгласило Конституцию независимого норвежского государства (Конституция Эйдсвольда). Однако Швеция при поддержке великих держав летом 1814 года вынудила Норвегию согласиться на объединение под властью шведского короля, но с широкой внутренней автономией.

Несмотря на промышленный бум середины XIX века, страна имела процветающую экономику. Первое массовое движение сельскохозяйственных рабочих и бедняков (хоусменов) возникло в стране в 19 веке. Рост населения опережал индустриализацию, что привело к массовой эмиграции в Северную Америку. Наконец-то. В 19 веке произошли значительные изменения в развитии экономики, связанные с использованием машин, электричества, электрохимии. В 1870-х годах были созданы первые партии и профсоюзы. Норвегия первой в Европе ввела бесплатное и обязательное образование для детей от 7 до 14 лет (1860 год).

В разгар социальных потрясений 7 июня 1905 года норвежский стортинг (парламент) аннулировал унию со Швецией, а в августе референдум сохранил монархию, королем был избран датский принц Карл (под именем Хокон VII). Во время Первой мировой войны Норвегия проводила политику нейтралитета, что способствовало экономическому развитию. Мировой экономический кризис 1929-33 годов сильно ударил по стране, и влияние радикалов усилилось. После начала Второй мировой войны Норвегия объявила о нейтралитете, но 9 апреля 1940 года подверглась вероломному нападению фашистской Германии. С помощью В. Квислинга (министра обороны) и его сторонников немцам удалось оккупировать страну. Король и его правительство в изгнании находились в Лондоне. Освобождение Норвегии было начато советскими войсками, которые освободили Финнмарк в октябре 1944 года в ходе операции “Петсамо-Киркенес”.

В послевоенный период реформистская политика властей и неустанная борьба трудящихся привели к созданию развитого государства всеобщего благосостояния, так называемой модели государства всеобщего благосостояния. Норвежские социал-демократы первыми ввели рабочую демократию в 1960-х гг. Столкнувшись с расколом правящего класса после победы широкого внепарламентского движения на референдумах в 1972 и 1994 гг. страна дважды была вынуждена отказаться от членства в ЕС, хотя она полностью привержена экономической интеграции с центральным интеграционным пространством.

Государственное устройство и политическая система Норвегии

Норвегия является конституционной монархией. Король является главой государства. Королевский дом – династия Шлезвиг-Гольштейн-Зогденбург-Глюксбург: Харальд V, король Норвегии (с 17 января 1991 года), родился 21 февраля 1937 года; Соня, королева Норвегии (4 июля 1937 года); Хокон, кронпринц Норвегии (20 июля 1973 года) и принцесса Марта-Луиза (22 сентября 1971 года). Согласно указу короля Норвегии Харальда V, принцесса Марта Луиза потеряла свой титул и все связанные с ним привилегии после замужества и решения продолжить работу в собственной компании Prinsesse Martha Louises Kulturformidling после 1 февраля 2002 года.

Административно страна разделена на 20 округов (фюльке), включая главные города Осло и Берген.

Согласно действующей конституции (17 мая 1814 года), в которую впоследствии были внесены изменения, престолонаследие является прямым, независимо от пола. Король Норвегии формально сохранил за собой довольно широкие полномочия. Он назначает и увольняет премьер-министра, издает законы, объявляет войну и мир, является главнокомандующим вооруженными силами и главой государственной церкви.

Законодательная власть осуществляется Стортингом (165 членов), избираемым всеобщим, равным и тайным голосованием на пропорциональной основе сроком на 4 года. На первой сессии стортинга депутаты избирают четверть членов стортинга в качестве высшего совещательного органа, а остальные члены образуют Одельстинг. Исполнительная власть формально принадлежит королю, который назначает Государственный совет (правительство), обычно формируемый из партий, имеющих парламентское большинство. На практике вся исполнительная власть принадлежит правительству, которое возглавляет премьер-министр.

Губернаторы округов назначаются королем и имеют окружной совет, состоящий из председателей сельских и муниципальных советов. В каждом муниципалитете есть выборный орган местного самоуправления – собрание представителей.

Норвежская судебная система состоит из судов первой и второй инстанции и Верховного суда, высшего судебного органа; все судьи назначаются королем.

Право голоса имеют все граждане, достигшие 18 лет и проживающие в стране не менее пяти лет.

Важной особенностью норвежской внутренней политики является уникальный баланс между социальными и политическими силами страны. Специфическому социально-классовому балансу соответствовала существующая биполярная система политических партий, которая в последнее время сильно разрушилась. На одном полюсе находятся социал-реформистская Норвежская рабочая партия (с 1887 года) (Det Norske Arbeiderparti, входит в Социалистический интернационал) и левые социалисты (Sosialistiske Folkeparti, образована в 1961 году); на другом полюсе – все правоцентристские буржуазные партии: Хойре (с 1885 года), консерваторы; первая политическая партия страны Венстре (с 1884 года), либералы; клерикальная Христианская народная партия (Kristelig Folkeparti, основана в 1933 году) и Партия центра (Senterpartiet, до 1959 года известна как Крестьянская партия, с мая до конца 1959 года как Норвежская демократическая партия, основана в 1920 году). При таком соотношении сил популистская Партия прогресса (ПП – Fremskrittspartiet – основана в 1973 году), с которой до сих пор отказывались сотрудничать как левые, так и правые партии, имеет значительное влияние.

Между правоцентристскими партиями в целом и социал-демократами не было непримиримых разногласий. Фактически сформировалась и функционирует корпоративная система принятия решений, координирующую роль в которой (государство/профсоюз/работодатель) взяли на себя органы, реализующие “социальное партнерство”: коллективные договоры о заработной плате и других условиях труда, трудовые суды и трудовые конфликты. Бизнес-ассоциации, с одной стороны, и Центральная ассоциация профсоюзов Норвегии (с 1899 года на национальном уровне), с другой стороны, являются движущей силой системы партнерства. Система сотрудничества бизнес-государств также дополняется неформальными связями.

В централизованной структуре деловых союзов ведущую роль играет Конфедерация норвежских бизнесменов (200 000 человек), доминирующее влияние имеют Союз судовладельцев, Промышленный союз и Союз сельских производителей. CUTS имеет более 40 отраслевых союзов (700 000 членов), а Конфедерация государственных служащих Норвегии (30 отраслевых союзов, включая уникальный профсоюз для пенсионеров) насчитывает 120 000 членов. Важными являются Кооперативный союз (основан в 1906 году, 0,5 млн. пайщиков), Союз арендаторов (1939), Рабочий образовательный союз (1931) и Союз молодежи (1903).

Основные условия продажи рабочей силы согласовывались каждые два года между КНП и КУПН в форме рамочных и генеральных соглашений. Первое рамочное соглашение было заключено еще в 1935 году и до сих пор служит образцом “трудового кодекса”.

В 1960-х и начале 1970-х годов шла ожесточенная внепарламентская борьба по вопросу о членстве Норвегии в Общем рынке, важнейшим результатом которой стал отказ от членства. Референдум 1972 года по этому вопросу парализовал норвежскую партийно-политическую систему. На референдуме 1994 года вновь победили противники членства в ЕС.

Доминирование НРП в норвежской политике ослабло в конце 1980-х – начале 1990-х гг. На последних выборах 10 сентября 2001 г. соотношение сил в партии было следующим: НРП 24,3% (43 парламентских места), Хёйре 21,2% (38), Партия прогресса 14,6% (26), СЛП 12,5% (23), ПК 12,4% (22), ПК 5,6% (10), Венстре 3,9% (2) и Партия Ближнего Востока 1,7% (1). На их основе было сформировано второе правоцентристское коалиционное правительство (Хёйре, ХП, ПК, Венстре) во главе с Х.-М. Бунневиком. Среди партийно-политических сил борьба по-прежнему ведется в основном вокруг снижения налогов, роли государства и социальных пособий. В последнее время общественные движения борются против негативных последствий глобализации, которые разрушают традиционные устои.

После окончания холодной войны и перехода к постбиполярной системе приверженность Норвегии интернационализации и региональной интеграции стала более глубокой. Некогда доминировавшая “атлантическая” линия внешней политики стала менее доминирующей. Норвежская “базовая” и “ядерная” политика, которая провозглашала, что в мирное время в стране не будут размещены иностранные войска или ядерное оружие, теперь снята властями с политической повестки дня. Эрозия “атлантизма” связана с изменением стратегической роли страны и сокращением военных усилий Норвегии в НАТО. Значение норвежской инфраструктуры для стратегии США и НАТО в целом уменьшилось. Однако норвежское руководство стремится сохранить “особые” норвежско-американские отношения независимо от обстоятельств.

Европейское измерение играет все более важную роль. Несмотря на вынужденный выход страны из ЕС и вызванные этим трудности в отношениях с главными союзниками в Европе, Норвегия активно развивает сотрудничество с ЕС. В 1973 году было заключено соглашение о свободной торговле промышленными товарами, а в 1994 году последовало соглашение о Европейском экономическом пространстве. В рамках европейского политического сотрудничества Норвегия использует свой нефтяной фактор для продвижения национальных интересов, хотя и не участвует в принятии решений ЕС.

Северное измерение остается важным и реализуется через Северный совет. В 1990-х годах сотрудничество Северных стран в основном касалось стран Балтии и программы ЕС “Северное измерение”.

Норвегия является одним из основателей ООН. Первым генеральным секретарем был избран Трюгве Лие. Осло рассматривает ООН как главный орган, ответственный за поддержание международного правопорядка и системы международной безопасности. Норвежская дипломатия сыграла важную посредническую роль в конфликтах между ООП и Израилем, в Гондурасе и на Шри-Ланке. Норвегия занимает конструктивную позицию по вопросам развития стран третьего мира и является одной из немногих развитых стран, выделяющих 1 процент ВНП на помощь развивающимся странам.

Вооруженные силы Норвегии находятся в процессе реорганизации и состоят из сухопутных войск – армии, ВВС, ВМС и Хеймверна (Национальной гвардии). Численность постоянного персонала составляет 27 000 человек, а 220 000 находятся в резерве. Военные расходы – $3,2 млрд. ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ СОСТАВЛЯЮТ 3,2 МЛРД. ДОЛЛ. ВВП (2002). Хотя комплектование вооруженных сил осуществляется на основе закона о всеобщей военной службе (призывной возраст 20 лет), из ежегодных 27 000 человек только 10 000 призываются на действительную службу (на 12 месяцев).

Полномочия командования, которые осуществляются Верховным главнокомандующим через Объединенный штаб и Управление генерального инспектора вооруженных сил, изменяются, чтобы придать большее значение территориальным зонам обороны.

Норвегия поддерживает дипломатические отношения с Российской Федерацией. Норвегия признала Советскую Россию де-факто в сентябре 1921 года и признала Советский Союз де-юре в феврале 1924 года. Отношения между Норвегией и Россией имеют давние корни и никогда не были в состоянии войны. В 1905 году Россия первой из великих держав признала независимость Норвегии. Россия с благодарностью вспоминала Ф. Нансена, организатора международной кампании помощи голодающим в 1921-23 гг. Яркой страницей в истории отношений является военное братство в годы Второй мировой войны.

Во время холодной войны советско-норвежские отношения переживали сложный период. В ноябре 1955 года премьер-министр Э. Герхардсен посетил с официальным визитом Советский Союз, в 1964 году Никита Хрущев и в 1971 году Леонид Брежнев посетили Осло. В 1970-х и 1980-х годах было подписано 60 межгосударственных и межправительственных соглашений и договоров. Особой страницей стала встреча Михаила Горбачева с премьер-министром Гру Харлем Брундтланд (PPR) 5 декабря 1986 года.

С образованием Российской Федерации возобновились продуктивные контакты в различных областях. Кульминацией контактов стали визиты президента Ельцина в Осло в 1996 году и короля Норвегии в Москву в мае 1998 года. Важным событием стал официальный визит в Осло президента России Владимира Путина (ноябрь 2002 года). Путин (ноябрь 2002 года) после переговоров с премьер-министром Хьелем Магне Бунневиком подписал совместное заявление, в котором стороны договорились о расширении сотрудничества в северном регионе.

В течение 30 лет СССР, а затем Российская Федерация и Норвегия проводили консультации между заинтересованными властями по вопросам делимитации – границы Баренцева моря, площадь которого составляет 155 000 км2 , и установления разделительной линии протяженностью 1 700 км. Благодаря взаимным уступкам и компромиссам, к началу 2003 года в стадии обсуждения находилось около 5% спорной площади вод и шельфа.

Экономика Норвегии

Норвегия – небольшая страна, находящаяся на постиндустриальной стадии развития (ВВП в 2002 году – 190 млрд. евро, на душу населения – 38 700 долларов). Темпы экономического роста составляют 2,1 процента, а инфляция – 2,3 процента). Страна лидирует по качеству жизни и всем социальным параметрам, а также является третьим в мире экспортером энергоносителей. Его запасы играют важную роль в поставках нефти и газа (более 12 процентов) в Западную Европу. Их обеспечивают 8 магистральных нефтепроводов (общей протяженностью 1 271 км и пропускной способностью 2,93 млн. баррелей в сутки) и 14 газопроводов (общей протяженностью 5 534 км и общей пропускной способностью 169,1 млрд. куб. м в год).

Хотя экономическая специализация по-прежнему определяется природными условиями (дешевая электроэнергия, леса, полезные ископаемые и рыболовство), в последнее время появились новые особенности, связанные с использованием передовых технологий, высококвалифицированной рабочей силы и новейших методов организации производства. Страна имеет сильную рентоориентированную экономику, зависящую от экспорта сырья, в основном нефти и газа, который, например, составил более 50 процентов от общего объема товарного экспорта, в то время как на технологический сектор пришлось менее 15 процентов экспорта. Нефтегазовая промышленность является основой всей экономики Норвегии. В 2002 году на долю нефтегазового сектора приходилось 23 процента ВВП и 32 процента всех доходов (223 миллиарда норвежских крон, около 23 миллиардов долларов США). В ней напрямую занято более 74 000 человек, или 3% всех работников, а косвенно – еще 220 000.

Экономический рост (4,2% в конце 1990-х и начале 2000-х годов) был обеспечен сочетанием благоприятных глобальных экономических факторов и успешной макроэкономической политики правительства. Безработица значительно снизилась, дефицит бюджета исчез и превратился в профицит. Хотя полная занятость создает благоприятные социально-экономические условия в стране, существует риск перегрева экономики из-за ограниченности ресурсов.

Роль государства в экономике по-прежнему велика, а государственный сектор по-прежнему значителен. Это результат 30-летнего правления социал-демократов (NDP), экономическая политика которых основывалась на кейнсианской теории и скандинавской модели государства всеобщего благосостояния. Хотя государственный сектор (около 5 процентов промышленного производства) включает ряд предприятий, в том числе промышленность военной техники и боеприпасов, гидроэнергетику и строительство, он в основном занимается инфраструктурой. Государство занимает значительные позиции в финансовом и кредитном секторах.

Большая часть общественного богатства находится под контролем государства через налогообложение. Текущие общие государственные расходы составили 42,4% от ВНП. Государство контролирует ключевые отрасли (нефть и газ через крупные государственные предприятия), а также сельскохозяйственное производство и другие сферы, при этом наблюдается некоторый дефицит ресурсов.

Узость внутреннего рынка и укоренившаяся отраслевая структура определили широкое участие страны в международном разделении труда. Например, в 2002 году на экспорт товаров и услуг приходилось 46% ВВП, а на импорт – 30%. Экспорт нефти и газа составляет около 45 процентов от общего объема национального экспорта. На Норвегию приходится более 1 процента экспорта в развитых странах с населением менее 0,2 процента и промышленным производством более 0,5 процента.

Роль государства в экономической жизни страны усиливается тем, что она не является полноправным членом ЕС, который требует от стран-участниц гармонизации норм экономического права и жесткой унификации экономической политики. Норвегия, как и Исландия, по-прежнему не хочет “вливаться” в экономику ЕС, терять контроль над своими нефтегазовыми ресурсами и утрачивать национальную идентичность.

Глобализация и региональная интеграция поставили норвежскую модель социально-экономического развития под большое напряжение. Государство больше не может субсидировать социально значимые компании так же, как раньше, без риска санкций со стороны ЕС или ВТО. Кроме того, при росте занятости примерно на 1-2% в год демографическая ситуация становится все более сложной, что требует от государства дополнительных социальных расходов. В области государственного регулирования происходили противоречивые процессы. С одной стороны, власти (как первое коалиционное правительство Х.-М. Бунниевика, так и кабинет НДП Й.М. Столтенберга) стремились к созданию государственного правительства. Кабинет Столтенберга) стремился использовать рычаги либеральной политики роста и снизить роль государства в экономике. Достаточно активно шел процесс демонтажа государственной собственности (был приватизирован ряд гидроэлектростанций, часть нефтегазовой промышленности и объектов инфраструктуры), отказались от государственного вмешательства (политика доходов и привлечения иностранных инвестиций и т.д.), был введен ряд социальных программ. В 2001 году государственная компания Statoil была частично приватизирована, а ее акции были размещены на фондовой бирже. С другой стороны, значительные доходы от продажи нефти позволили государству увеличить внутреннее потребление и капиталовложения, облегчить налоговое бремя и расширить инвестиции в региональное развитие, охрану окружающей среды и социальные услуги. Многие отечественные отрасли (особенно сельское хозяйство), уязвимые для иностранной конкуренции, по-прежнему субсидируются государством. Осуществляется региональная политика – децентрализация и перемещение предприятий из крупных городов в северные регионы. В условиях растущего профицита государственного бюджета в 2000-02 годах заработная плата увеличилась, что негативно сказалось на международной конкурентоспособности.

Финансовым рычагом государства является Государственный нефтяной фонд (ГНФ), стоимость которого в настоящее время составляет более 820 миллиардов шведских крон (более 110 миллиардов долларов США). Фонд обеспечил стране надежный источник дохода: около 40 процентов его активов вложено в акции иностранных государств. Около 40 процентов вложено в акции иностранных компаний и около 60 процентов – в иностранные государственные облигации. Фонд призван выполнять роль финансового буфера и предоставлять правительству необходимое пространство для экономической политики в случае падения мировых цен на нефть или спада в ненефтяном и газовом секторах.

Экономика страны делится (что отражено в национальной статистике) на две части: континентальную и оффшорную. Первая часть – континентальная – представлена традиционными отраслями: электрометаллургией, электрохимией, горнодобывающей, целлюлозно-бумажной, машиностроительной и другими отраслями обрабатывающей промышленности. Отличительными чертами норвежской промышленности являются морские нефтяные вышки и сопутствующее оборудование, гидравлические турбины, промышленное и бытовое электрическое и электронное оборудование, а также линии по переработке рыбы. Этот сегмент включает рыболовство и весь рыбоперерабатывающий комплекс, судоходство (среди традиционных судоходных стран страна имеет самую большую долю собственного флагманского флота, а его доля в экспортной выручке страны традиционно превышает 10%).

В другой части экономики, на шельфе, доминирует нефтегазовая промышленность. Ожидается, что к 2008 году экспорт газа достигнет 80 млрд. куб. м в год. Наиболее важными газовыми месторождениями являются Слейпнер, Экофиск и Тролль. Добыча нефти составила 165 млн. тонн, а внутреннее потребление – 10 млн. тонн (2002 год). Крупнейшими нефтяными месторождениями являются Статфьорд, Гуллфакс, Осеберг и Экофиск.

В 2002 году шельфовый сектор произвел почти 25% ВНП Норвегии, в то время как континентальный сектор – только около 10%. Кроме того, большая часть норвежской континентальной экономики не очень прибыльна и порой неконкурентоспособна.

Из общего числа трудоспособного населения (2,3 млн. человек) 23,7% заняты в промышленности и строительстве, 4,8% – в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, 71,6% – в торговле и других сферах обслуживания. Уровень безработицы составляет 2,9%.

Хотя доля сельского хозяйства в ВВП снизилась с 4% в 1968 году до 2% в 2002 году, этот сектор по-прежнему играет значительную роль. Хорошо развито животноводство, в основном молочное. Хотя в этом секторе занято менее 2,5% от общей численности рабочей силы, а земельные угодья составляют всего 3% от общей площади, уровень самообеспечения сельскохозяйственной продукцией приближается к 50% (75-80% для зерновых и почти полностью для продуктов животноводства).

Хотя доля рыболовства в ВВП также снижается, рыбоперерабатывающая и рыбоконсервная промышленность обеспечивает занятость в прибрежных районах, особенно на севере страны. Искусственное разведение лосося и форели играет важную роль в выживании этой отрасли; фьорды и горные реки используются для промышленной “аквакультуры”.

Транспорт играет важную роль в хозяйственном комплексе: до 80% внешнеторговых грузов поступает в страну по морю, а на долю морского транспорта приходится половина грузоперевозок страны. Танкеры составляют более половины торгового флота. Протяженность дорог – 90 000 км, более 55 000 имеют асфальтовое покрытие, 17 500 мостов и ок. 1 000 тоннелей.

Доля внешней торговли в ВВП: экспорт товаров и услуг – 40 %, импорт – 33 % (2002). В географическом плане на ЕС приходится 80 % торгового оборота. В Российской Федерации зарегистрировано около 120 компаний с норвежским капиталом. В Российской Федерации насчитывается около 120 предприятий с норвежским капиталом. Доля Российской Федерации в норвежских инвестициях за рубежом составляет 0,1 процента, или 0,9 миллиарда долларов. Норвежский капитал в основном осваивает северо-западные регионы Российской Федерации.

Наука и культура Норвегии

Современная система образования начинается с детских садов для детей в возрасте 5-6 лет. Обязательное начальное образование длится девять лет. Общее среднее образование составляет 4-5 лет Гимназии. Средняя школа заканчивается экзаменами, которые дают право на поступление в университет. Система высшего образования включает в себя четыре университета: в Осло (основан в 1811 году), Бергене (в 1948 году), Тронхейме (в 1968 году) и Тромсе (в 1972 году). В 2002/03 учебном году количество студентов во всех университетах составило 35 000 человек.

В стране насчитывается около 300 научно-исследовательских институтов, 300 лабораторий промышленных и коммерческих компаний, а также около 40 научных обществ и 150 исследовательских институтов, специализирующихся на науках о жизни. В стране высокий уровень НИОКР, и более половины ежегодного роста промышленного производства происходит за счет инноваций. Научно-исследовательские учреждения делятся на государственные (около одной трети), университеты (около двух третей) и независимые учреждения (менее 10%). Университеты Осло и Тронхейма имеют наиболее развитую научно-исследовательскую базу.

Государственная научная политика и финансирование НИОКР разрабатываются Государственным комитетом по науке и технике через Консультативный совет по исследованиям (основан в 1965 году) и утверждаются Стортингом. Помимо бюджета (60%), для финансирования НИОКР широко используются различные государственные и частные фонды (Фонд Ф. Нансена, Фонд А. Яре и др.).

Норвегия известна во всем мире благодаря совершенству своей культуры. Отцом норвежской литературы считается Л. Хольдберга (1684-1754), хотя современный период начался с работ Х. Вигелана (1808-45). Произведения таких писателей, как Бьёрнсон (1832-1910), Ибсен (1828-1906), Гамсун (1859-1952) и Унсет (1882-1949), уже в начале 20 века были хорошо известны за пределами своей родины и до сих пор публикуются на иностранных языках. Выдающиеся норвежские художники (Э. Мунк), певцы (К. Флагстад) и музыканты (Э. Григ) пользуются международным признанием.

Цель культурной политики – сделать культурные ценности доступными для всех и сохранить характер нации в тесном взаимодействии с другими народами. Особенно хорошо поддерживается литература: около трети книг издается при государственной поддержке. Треть всех книг издается при государственной поддержке. Все библиотеки бесплатны (сеть из 1 500) и отвечают высоким стандартам. Государственный гастрольный театр и государственная художественная галерея также служат распространению культуры. Государственное управление радио и телевидения Норвегии играет ведущую роль в продвижении культуры страны. Государство субсидирует ассоциации художников, выставки, музеи и фестивали (Бергенский фестиваль). Государство играет важную роль в строительстве и содержании культурных объектов и музеев.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector