О стране Словения

В этой статье узнаем о стране Словения.

Общие сведения о Словении

Официальное название – Республика Словения (Republika Slovenija). Расположена в южной части Центральной Европы, в северо-восточном Средиземноморье. Его площадь составляет 20 273 км2 , а население – 1,96 млн. человек (перепись 2002 года). Официальный язык – словенский. Столица – Любляна (население 240 000 человек). Национальный праздник отмечается 25 июня (1991). Денежной единицей является толар.

Словения является членом Организации Объединенных Наций (с 1992 года), ОБСЕ, Всемирной торговой организации и Европейского союза (с 2004 года).

География Словении

Словения простирается между 45°25′ (Дамель) и 46°53′ (Будница) северной широты, 13°23′ (Брегинь) и 16°36′ (Беница) восточной долготы. Расстояние между этими двумя крайними точками составляет 163 км в ширину и 248 км в длину. Территория страны находится в точке пересечения Альпийского, Средиземноморского, Паннонского и Дунайского регионов. Словения омывается Адриатическим морем и имеет береговую линию протяженностью 46,6 км.

Он граничит с Италией, Австрией, Венгрией и Хорватией. Границы соответствуют международно признанным разделительным линиям между бывшей Югославией и соответствующими странами. Граница с Хорватией проходит по демаркационной линии между двумя бывшими югославскими республиками. Протяженность границ: с Италией – 232 км, с Австрией – 330 км, с Венгрией – 102 км и с Хорватией – 670 км.

Ландшафт территории Словении гористый, постепенно повышающийся с юга на север. Низменности расположены вдоль рек Сава, Драва и Мура. Самая высокая точка – гора Триглав (2864 м над уровнем моря). Самые крупные озера – Блед и Бохинь. 55% территории Словении покрыто лесами (в Европе больше лесов только в Швеции и Финляндии).

Население Словении

По данным переписи 2002 года, общая численность населения Словении увеличилась более чем на 50 000 человек по сравнению с предыдущей переписью 1991 года. Это был не естественный прирост населения, поскольку за десятилетие между двумя переписями умерло на 3 500 словенцев больше, чем родилось, а иммиграция из Боснии и Герцеговины, Косово и Македонии (люди албанского происхождения).

По национальности 85% населения идентифицируют себя как словенцы, что на 4% меньше, чем в 1991 году, и на 11% меньше, чем в 1953 году. Среди других национальностей преобладают сербы (31 000) и хорваты (28 000). Число мусульман (только по национальностям) значительно сократилось – с 23 000 до 6 000. 90% населения считают родным языком словенский; в районах с преобладанием итальянского и венгерского населения говорят также на итальянском.

Католики составляют 58% населения – 1/6 населения в 1991 г. Увеличилось число людей, исповедующих ислам и посещающих евангелические церкви. Число атеистов также увеличилось – 367 000 человек или 22% населения на 100 000 человек. 367 000 жителей, или 22%, отказались назвать свою религию.

Средний возраст населения увеличился на 3,6 года по сравнению с 1991 годом и сейчас составляет 40 лет. Доля мужского населения увеличилась до 49%. Образовательная структура населения значительно улучшилась: взрослые с неполным средним образованием составляют 6% взрослого населения, 54% имеют полное среднее образование и 13% – высшее образование, что примерно на треть больше, чем в 1991 году.

В Словении насчитывается 685 000 семей (на 8% больше, чем в 1991 году), в которых в среднем 2,8 члена семьи. С 1991 года количество жилых помещений увеличилось на 14% и достигло 777 772, из которых 59% составляют частные дома; 92% жителей проживают в собственных квартирах и домах, по сравнению с 70% в 1991 году. Площадь помещения также увеличилась с 67 м2 до 75 м2.

История Словении

Независимое государство Республика Словения и ее нынешняя политическая структура являются результатом долгой борьбы словенцев за независимость. Стремление словенцев стать независимым государством было выражено в программе “Единая Словения” (1848). Словенцы впервые получили свою собственную политическую и государственную организацию в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1918). Словения установила республиканскую форму правления в рамках единого конституционного и парламентского королевства.

Король многонационального государства 6 июня 1929 года ввел диктатуру, отменил конституцию и распустил Национальное собрание (парламент) и политические партии. Страна была разделена на 9 областей (Banovina) с централизованным органом власти. В 1931 году была принята новая конституция, которая учредила двухпалатную Ассамблею.

Во время Национально-освободительной войны (1941-45 гг.) словенцы боролись не только против нацистских оккупантов, но и за право на самоопределение. Это было одним из главных требований Народно-освободительного фронта Словении и Союза депутатов Словении. Сразу после войны Словения была включена в состав Союзной Народной Республики Югославия в качестве одной из 6 республик. Согласно Конституции 1946 года, Народная Республика Югославия является государством равноправных национальностей, объединенных на основе права на самоопределение. Югославское федеративное государство было основано на принципе демократического централизма, который не допускал суверенитета его составных частей. Государственное и политическое устройство СРЮ, а затем СФРЮ основывалось на монополии одной правящей партии – Союза коммунистов Югославии (СКЮ), на общественной собственности на средства производства и на единстве законодательной, исполнительной и судебной власти. Специфическая для Югославии система проправительственных органов, рабочее самоуправление, система местных муниципалитетов и, с принятием Конституции СФРЮ в 1974 году, система социалистического самоуправления, основанная на принципе представительства в органах власти и системе совместной работы в экономической и социальной сферах, в полной мере применялись и в Социалистической Республике Словения. Согласно новой конституции, все федеральные единицы – шесть республик и два автономных края в составе Сербии – обладали ограниченным суверенитетом и значительной автономией, особенно в экономической сфере.

Затяжной политический и экономический кризис в СФРЮ особенно обострился в 1980-х годах и в конечном итоге привел к распаду федеративного государства на пять независимых государств. Еще раньше процесс либерализации привел к приходу к власти в Словении новых политических сил. Осенью 1989 года Словения внесла изменения в республиканскую конституцию, закрепив право словенского народа на самоопределение вплоть до отделения и присоединения. Также были расширены полномочия республики в законодательной и экономической сферах. В том же году был принят республиканский закон о политическом плюрализме.

С марта 1990 года у государства появилось новое название – Республика Словения. Трехгодичное собрание как высший государственный орган республики появилось в результате первых многопартийных выборов в апреле 1990 года. Исполнительную власть взяло на себя оппозиционное движение “Демос”. Были приняты поправки к конституции республики, значительно ограничивающие полномочия федерации. Плебисцит об автономии Республики Словения был успешно проведен в декабре 1990 года. Основной конституционный акт о независимости и автономии Республики Словения был принят 25 июня 1991 года.

Все эти односторонние действия словенских властей были объявлены федеральным правительством неконституционными, и подразделения Югославской национальной армии вступили в бой под предлогом защиты внешних границ Югославии. После вооруженного столкновения между подразделениями территориальной обороны Словении и федеральными войсками летом 1991 года и вывода последних из республики, был объявлен международный мораторий на практическое осуществление независимости. После истечения трехмесячного моратория 8 октября 1991 года Республика Словения стала независимой как де-факто, так и де-юре. 21 декабря 1991 года Национальное собрание приняло конституцию нового государства.

Государственное устройство и политическая система Словении

Словения – демократическое, правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Она основана на политическом плюрализме и парламентской демократии с соблюдением принципа разделения властей. Власть в республике принадлежит народу и осуществляется непосредственно через референдумы и выборы органов власти. Словенское государство территориально однородно и неделимо.

Экономическая и социальная структура основана на плюрализме форм собственности, бережном отношении к природному и культурному наследию, свободе предпринимательства и труда, заботе государства о трудовых и социальных правах населения, участии работников в управлении, свободе профсоюзов и праве работников на забастовку.

Высшим представителем государства является Президент Республики, который также является главнокомандующим вооруженными силами. Президент избирается всеобщим голосованием на пять лет, но не более чем на два срока подряд.

Власть в стране делится на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим законодательным органом является Государственное собрание, состоящее из 90 депутатов (в том числе по одному представителю от итальянской и венгерской общин), избираемых на 4 года. Высший совещательный орган, Государственный совет, состоит из 40 членов, избираемых на 5 лет и представляющих различные социальные, экономические, профессиональные и местные интересы.

Высшим исполнительным органом является Правительство Республики, которое подотчетно Государственному собранию. За государственное управление отвечают министерства иностранных дел, внутренних дел, обороны, юстиции, экономики, труда и т.д.

Конституционный суд является высшим судебным органом Словении. Непосредственное судопроизводство осуществляется 44 окружными судами, 11 окружными судами и 4 верховными судами. Существует также Верховный суд. Специализированные суды рассматривают индивидуальные и коллективные трудовые и социальные споры.

Прокуратура Словении, возглавляемая генеральным прокурором, выдвигает и обосновывает обвинения против правонарушителей и осуществляет другие полномочия в гражданских спорах. В местах расположения районных судов находятся районные прокуратуры, а в местах расположения вышестоящих судов – вышестоящие прокуратуры.

Отдельным и независимым судебным органом в Словении является адвокатура (Закон 1993 года). Нотариус (Закон 1994 года) оказывает конкретную юридическую услугу. Существуют государственные защитники, которые в основном занимаются защитой прав граждан, связанных с приватизацией государственной собственности и взаимоотношениями между различными формами собственности (Закон о государственных защитниках 1995 года).

Граждане осуществляют местное самоуправление в 147 муниципалитетах страны.

Политический плюрализм в Словении гарантируется свободой политических партий, которая возникла в конце 1980-х годов как выражение воли к созданию и расширению политических партий. Политический плюрализм в Словении гарантируется свободой политических партий, которые впервые возникли в конце 1980-х годов как выражение воли к демократизации общества. Согласно Закону о политических объединениях 1989 года, существующие в стране политические объединения и союзы были преобразованы в классические партии.

Еще до смены политической системы в 1990 году плюрализация распространилась и на профсоюзное движение. Профсоюзы теперь представлены в Государственном совете. Профсоюзы заключают социальные соглашения с правительством и работодателями на государственном уровне и коллективные договоры на уровне отрасли и предприятия.

Однако с 1980 года появились организации гражданского общества (экологические, пацифистские организации), которые в независимой Словении превратились в густую сеть неправительственных и неполитических организаций, многие из которых являются членами международных организаций.

Наиболее важными событиями во внутренней политике Словении в 2002 году были очередные выборы президента республики, представителей и глав местных органов власти, членов Государственного совета и реорганизация правительства.

Лидер партии Либеральная демократия Словении (ЛДС) Янез Дрновшек, возглавляющий правительство Словении более 10 лет, победил на президентских выборах, набрав 56,4 процента голосов. Его оппонента, независимого кандидата Барбару Брезигар (43,6 процента), поддержали оппозиционные партии Словенские социал-демократы (СДС) и Новая Словения (НС). Первый президент Словении, Милан Кучан, ушел в отставку 23 декабря 2002 года по истечении двойного десятилетнего срока. Борут Пахор был избран председателем нового парламента.

Баланс политических сил в стране не претерпел существенных изменений после выборов. СПД играла ведущую роль в четырехпартийной правительственной коалиции, получив 34 места в парламенте. Объединенный социал-демократический список (ОСДС) имеет 11, Словенская народная партия (СНП) – 9 и Демократическая партия пенсионеров (ДПП) – 4 места. При эффективной поддержке двух депутатов от национальных меньшинств левоцентристская коалиция имеет 60 из 90 мест в парламенте, т.е. конституционное большинство. Получив значительное большинство, СПД и его союзники смогут продолжить свой стабильный политический курс в стране.

Правящая коалиция принимает выработанные ею решения, не обращая особого внимания на аргументы своих оппонентов. Таким образом, правительство смогло легко провести в парламенте государственный бюджет на 2003-04 годы и разрешить иностранному капиталу участвовать в приватизации основных банков. Утверждение нового премьер-министра А. Ропы, который до этого занимал пост министра финансов, и реорганизация кабинета министров прошли быстро и гладко. Новым министром финансов стал Душан Мрамор. Большинство членов предыдущего правительства, включая Димитрия Рупеля, министра иностранных дел, Янеза Поточника, министра по европейским делам, Антона Гризольда, министра обороны, Тею Петрин, министра сельского хозяйства, Франца Бута, министра здравоохранения, Душана Кебера, Мити Гаспари, председателя Национального банка Словении и других, сохранили свои министерские посты.

Судя по результатам последних президентских и особенно местных выборов, правая оппозиция, имеющая всего 21 место в парламенте (13 членов СДС и восемь членов Национального собрания), хотя и набирает популярность, не представляет серьезной угрозы для правящей элиты.

Экономика Словении

Сразу после обретения независимости Словения выступала за переход к современной социальной рыночной экономике и интеграцию в западноевропейские структуры. Как и другие постсоциалистические страны, экономика Словении вошла в рецессию в начале 1990-х гг. Потеря бывших рынков в республиках бывшей Югославии оказала негативное влияние на экономику. Результатом стало снижение производства и уровня жизни, сокращение инвестиций и занятости, а также усиление экономической нестабильности. В 1991-92 годах ВВП упал на 14,4%. Однако уже в следующем году появились признаки восстановления экономики, благодаря началу проведения политики экономической стабилизации. Рост ВВП возобновился в 1993 году, составив 2,8% за год. После роста на 5,3% в 1994 г. и 4,1% в 1955 г. объем ВВП приблизился к уровню 1990 г. В то же время в экономике произошли позитивные структурные сдвиги, которые привели к улучшению качественных параметров развития (повышение производительности труда, увеличение отдачи от капиталовложений, техническое перевооружение производства). После принятия в декабре 1992 года Закона о преобразовании государственной собственности начался процесс приватизации предприятий, а затем и банков. Организационная и управленческая структура предприятий постепенно реструктурировалась, а их финансы укреплялись.

Экономический рост поддерживался увеличением внутреннего потребления в связи с повышением реальных доходов населения. С 1994 года он дополнялся увеличением капиталовложений и расширением экспорта, чему способствовали благоприятные условия внешней торговли на основных европейских рынках. В результате увеличилась занятость и загрузка производственных мощностей, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему росту производства и экспорта.

Бум в производстве и потреблении сопровождался некоторыми проблемами. Рост заработной платы, пенсий и других социальных выплат населению опережал рост производительности труда, а структурные реформы проходили несколько вяло, особенно когда внешняя среда начала резко ухудшаться с середины 1995 года, а экономика еще не окрепла. В 1995 году произошло резкое ухудшение внешнеэкономической ситуации в Европе. В то же время экономические реформы замедлились, а непоследовательность в некоторых областях усилилась. В частности, реформа налоговой системы затянулась, налоговые органы не были своевременно модернизированы, а источники налоговых поступлений в бюджет не были расширены. Теневая экономика расширилась, приватизация замедлилась, стимулы для инвестиций снизились, а приток капитала в реальную экономику сократился. Это привело к замедлению экономического роста и снижению доходов бюджета, в то время как государственные расходы росли теми же темпами; трудностям с внешним финансированием из-за ослабления контроля над корпоративными и банковскими заимствованиями за рубежом; несвоевременной реакции политики обменного курса на изменения на международных валютных рынках. В результате в 1997 году независимая Словения впервые столкнулась с дефицитом бюджета в размере 1,5% от ВВП. Правительство было вынуждено перейти к политике жесткой бюджетной экономии и ограниченного роста социальных расходов. В результате темпы роста бюджетного дефицита начали снижаться до 0,8 и 0,6% ВВП в 1998 и 1999 гг. Однако в 2000 и 2001 гг. годовой дефицит бюджета вновь вырос до 1,4% ВВП, а в 2002 г. удвоился, достигнув 3% ВВП. Следовательно, проблема финансовой стабильности остается острой для Словении.

Основные показатели экономического развития Словении в 2002 году: рост в % ВВП 3,2, сельское хозяйство 1,1, промышленность 4,7, строительство 3,3, услуги 3,0; ВВП на душу населения (USD ВВП на душу населения (USD по обменному курсу) 10,577, безработица (% населения трудоспособного возраста) 6,4; производительность труда (рост в %) 3,2; инфляция (%) 7,5; внешняя торговля (млн. EUR) – экспорт и импорт товаров (11.083, 11.344), экспорт и импорт услуг (2416, 1824).

Экономика Словении ориентирована на внешний рынок. В стране действует либеральная система внешней торговли, экспорт и импорт в основном свободны. 2/3 внешней торговли приходится на страны ЕС, среди которых Германия занимает первое место. Другими важными внешнеторговыми партнерами Словении являются Италия, Австрия, Хорватия и Франция. Российская Федерация находится на 7-8 месте.

В 2002 году продолжилась тенденция резкого снижения дефицита товарной торговли, начатая в предыдущем году. В среднем каждый год он сокращался более чем вдвое, и в 2002 г. был в 4,7 раза меньше, чем в 2000 г. Профицит в торговле услугами в среднем составлял более 500 млн. евро в год в 2000-02 гг. В 2002 году экспорт товаров почти сравнялся с импортом, превысив 11 млрд. евро, а экспорт услуг достиг 2,5 млрд. евро, что составляет треть от стоимости импорта.

Профицит счета текущих операций в 2002 году составил 375 миллионов долларов США.

Словения разделена на 12 экономико-географических регионов: Приморье, Нотраньска, Горишка, Гореньска, Центральная Словения, Доленьска, Засавье, Долне Посавье, Савинска, Юго-Восточная Коринтия, Подравье и Помурье. Эти регионы делятся на 57 микрорегионов и 106 уездов. На макроуровне Словению часто делят на две части, каждая из которых тяготеет к Любляне и Марибору, которые являются главными промышленными и культурными центрами Словении.

Сельское хозяйство в Словении не является особенно благоприятным из-за преимущественно горного рельефа и ограниченного количества плодородных почв. Большая часть территории Словении не подходит для сельского хозяйства. На сельскохозяйственные земли приходится только 38,9%, на лесные 54,2% и 6,9% земель совершенно непригодны. 62,8% земель составляют пастбища (в основном альпийские), а на пахотные земли приходится лишь 29,9% сельскохозяйственных площадей. Приблизительно 90% пахотных и других сельскохозяйственных земель находится в частной собственности.

На сельское и лесное хозяйство вместе с рыболовством приходится 4,7% ВВП и 0,8% экспорта страны. Важнейшими отраслями сельского хозяйства являются животноводство (в основном свиноводство), овощеводство, виноградарство и садоводство. Основное место в сельском хозяйстве занимает производство зерновых и технических культур (в основном хмеля и сахарной свеклы).

Важнейшее место в экономической структуре занимает энергетическая промышленность. Наибольшая доля энергопотребления приходится на промышленность – более 1/3, за ней следует население – 1/3 и транспорт – 1/4 от общего объема. Словения имеет 73 гидроэлектростанции общей мощностью 728 МВт (на реках Драва, Сава и Соча), 4 крупные тепловые электростанции мощностью 1020 МВт и совместную с Хорватией атомную электростанцию в Кршко мощностью 664 МВт. На долю гидроэлектростанций приходится 28%, тепловых электростанций – 35% и атомных электростанций – 37% от общего объема произведенной электроэнергии.

Важным источником топлива для ТЭС является природный газ, поставляемый по международным трубопроводам из Российской Федерации через Австрию и из Алжира через Италию. Одним из важнейших отечественных источников энергии является каменный уголь. Однако имеющиеся запасы бурого и каменного угля в значительной степени исчерпаны.

В промышленности Словении занято 40,8% всего занятого населения, а доля ВВП составляет 29,9%. Вместе со строительством и ремеслами на него приходится 38% ВВП и 48,4% всего занятого населения.

Структура промышленности с точки зрения занятости выглядит следующим образом: металлообработка, станкостроение и автомобилестроение – 20%, текстильная промышленность – 13,8%, деревообработка – 8,4%, пищевая промышленность – 7,8%, химическая промышленность – 6,6%, кожевенно-обувная промышленность – 4,2% и др. Доминируют трудоемкие отрасли, на которые приходится 36% всех занятых. Высокотехнологичные отрасли (машиностроение, электротехника и химическая промышленность) имеют несколько меньшую долю, но их значение неуклонно растет.

Черная металлургия долгое время была одной из основных отраслей промышленности, но производство металлов резко сократилось из-за нехватки сырья. Ртутные и свинцовые рудники закрылись из-за истощения запасов, а производство алюминия и алюминиевых полупродуктов оказалось под угрозой из-за чрезмерного потребления электроэнергии.

Металлообработка переживает бум. Компании этого сектора работают в 130 городах.

Пищевая промышленность радикально изменила свой облик. На месте бывших небольших мельниц, пекарен и молочных заводов, скотобоен и пивоварен появились крупные мельницы, молочные и мясоперерабатывающие предприятия, пивоварни, сахарные заводы, винодельни и погреба.

Важное место в экономике Словении занимает строительная отрасль, которая предоставляет высококачественные строительные услуги за рубежом.

В транспортной отрасли Словении занято 6 % всех работников и на нее приходится 7 % ВВП. Наиболее важным видом транспорта является автомобильный, за ним следуют железнодорожный, воздушный и морской. Транспортная инфраструктура хорошо развита, что способствует развитию как пассажирских, так и грузовых перевозок. Действует современная телекоммуникационная система.

До 1991 года торговля в основном была сосредоточена в крупных системах, которые с тех пор распались на более мелкие коммерческие организации. За первые 5 лет независимости количество магазинов удвоилось. Увеличилось количество крупных розничных магазинов, торговых предприятий, более 6 000 предпринимателей занимаются торговлей. Доля торговли в ВВП составляет 10,5%. Услуги, включая торговлю, занимают первое место в структуре ВВП.

Центральным эмиссионным и надзорным органом является Банк Словении. Банковская ассоциация Словении объединяет 30 коммерческих банков, в основном универсального типа, в том числе 4 иностранных банка с 218 филиалами по всей стране. Люблянская фондовая биржа функционирует с 1989 года.

Туризм в Словении является важнейшей отраслью экономики. В основном развиты горный, прибрежный и лечебный виды туризма. Разнообразные природные условия страны, ее красота и памятники, возможность отдыха в летний и зимний сезоны привлекают многих иностранных туристов. На долю туризма приходится 4% ВВП, а вместе с поддерживающими отраслями (торговля, транспорт, ремесла, информационные технологии, банковское дело, коммунальные услуги) – 7,8% ВВП.

Конституция и законы Словении гарантируют гражданам основные социальные права, включая социальную защиту малоимущих и инвалидов, бесплатное медицинское обслуживание, пенсии, защиту материнства, детства и старости. Медицинское, пенсионное страхование и страхование по инвалидности являются обязательными. Большая часть расходов на здравоохранение (амбулаторное и стационарное лечение, стоимость лекарств и пособий) покрывается из государственного бюджета. Работники компаний в обязательном порядке застрахованы от несчастных случаев и безработицы. В рамках недавней пенсионной реформы пенсионный возраст был повышен до 65 лет для мужчин и 58 лет для женщин, а также была введена система накопительной пенсии. Была создана обширная социальная помощь для пенсионеров и пожилых людей. Работающие матери получают оплачиваемый отпуск по беременности и родам и пособие на новорожденного ребенка. Государство выплачивает детские пособия и финансирует центры дневного ухода за детьми.

Наука и культура Словении

С 1998 года обязательное образование в Словении длится девять лет в начальной школе. Более 93% выпускников начальной школы поступают в средние профессиональные и неполные средние школы. Средние профессиональные школы длятся от двух до трех лет, а средние профессиональные училища – до четырех лет.

Высшее образование предоставляют два университета – Университет Любляны и Университет Марибора, а также другие высшие учебные заведения. Университет Любляны имеет 3 академии искусств, 20 факультетов и 3 колледжа. Университет Марибора имеет 9 факультетов и 1 колледж.

Основные научные учреждения Словении сосредоточены в Словенской академии наук и искусств, которая была основана в 1938 году. После Второй мировой войны были созданы новые исследовательские учреждения современного типа: Институт Йозефа Стефана, Институт истории науки и техники и Институт культуры науки и техники. После Второй мировой войны были созданы новые научно-исследовательские институты, отвечающие современным стандартам: Институт Иосифа Стефана, Химический институт Бориса Кидрича. Борис Кидрич, Институт национальности и Исследовательский центр Словенской академии наук и искусств. Общие расходы на исследования и разработки составляют 1,7% от ВВП. Словения участвует в более чем 300 международных научных проектах Европейского Союза.

Наиболее важными культурными центрами являются Словенская академия мастерства, Дом Чанкарьева в Любляне, Национальная галерея, Современная галерея, Национальный музей, Словенский этнографический музей, Музей современной истории, Физико-технический музей и RTV Словения. Министерство культуры финансирует 71 культурный центр. На культуру выделяется 0,57 процента ВВП.

Литературная жизнь в стране очень интенсивна. Книгоизданием занимаются 4 крупных, несколько средних и 10 малых издательств, которые выпускают более 3 миллионов книг в год. Новые литературные произведения публикуются в журналах “Современность”, “Новое обозрение”, “Литература” и “Диалоги”. Союз словенских писателей насчитывает около 300 членов.

Театр представлен двумя популярными театрами оперы и балета в Любляне и Мариборе, несколькими драматическими театрами и несколькими любительскими театрами. В Словении есть два филармонических оркестра, симфонический оркестр RTV, ансамбли камерной музыки и певческие общества. Здесь регулярно проводятся международные фестивали (музыкальные, театральные) и вручается Прешерновская международная премия.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector